О том, с помощью каких инструментов будет происходить дальнейшее формирование доступной среды в крупнейшем мегаполисе нашей страны корреспонденту «Юридической газеты» рассказывает внештатный советник акима г. Алматы по вопросам поддержки лиц с инвалидностью, правозащитник Вениамин АЛАЕВ.
На сегодняшний день в Казахстане продолжается процесс имплементации норм Конвенции о правах инвалидов, направленной на ликвидацию дискриминации по отношению к людям с инвалидностью, обеспечению права на труд, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества, доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации и злоупотреблений, свободы передвижения, индивидуальной мобильности и других прав. Однако, существует и ряд насущных проблем, требующих скорейшего решения.
— Вениамин, какие инструменты сегодня используются в г. Алматы для формирования доступной среды без стигматизации для людей с особыми потребностями?
— С приходом нового акима в г. Алматы сейчас разрабатывается План развития города, в котором указаны цели до 2025 и даже до 2030 года. Пока он находится в стадии разработки, но, самое главное, к работе над планом были привлечены эксперты из числа людей с инвалидностью, активисты из гражданского общества. Также учтены и запросы горожан из социальных сетей. Одной из целей развития Алматы является социальная устойчивость и стабильность, чтобы все мы жили в городе равных возможностей с доступной и качественной социальной инфраструктурой. Сейчас получилось 11 пунктов Плана развития для формирования доступной среды для всех. В рамках этой задачи сейчас мы должны поднять уровень доступности городской инфраструктуры с 10 до 75 % (больницы и другие социально важные объекты). Это первое. Второе — будут решаться вопросы, связанные с инклюзивным образованием, чтобы до 2030 года инклюзивная образовательная среда была в 100% школ города. В рамках этого плана мы также должны заняться повышением квалификации учителей, которые непосредственно взаимодействуют с учениками, имеющими ту или иную инвалидность. И это тоже важный аспект, потому что все мы родом из детства, и грустно видеть, когда взрослый встречается с человеком с инвалидностью, он не знает, как с ним общаться. Значит, у него не было раннего соответствующего опыта. А зная это с детства, как учиться, дружить — будет и понимание того, как подать информацию и работать сообща. Эти знания и навыки мы хотим дать учителям, которые впоследствии будут работать по международным стандартам (в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией о правах людей с инвалидностью, законом об образовании).
— Таким образом, это и праворазъяснительная работа?
— Конечно. Но здесь очень важен второй аспект — чтобы учителя овладели форматом подачи информации, приемлемом и удобном для учеников с тем или иным видом инвалидности. Это уже существующий опыт, мы не придумываем велосипед, это практикуется в разных странах. Мы знакомились с опытом США и стран Европы, где в университетах есть центры поддержки людей с инвалидностью. Например, в университете штата Миннесота более сотни сотрудников, которые непосредственно работают со студентами, имеющими инвалидность. Мы хотим, чтобы в нашем городе тоже был такой уровень доступности к образованию. Но начать, конечно, следует со школьного образования.
— Какой будет следующая ступень?
— Третий важный момент, или, если хотите, ступень — это трудоустройство людей с инвалидностью. Необходима ежегодная поддержка 50 социальных предпринимателей и стартапов, реализуемых горожанами с инвалидностью, тогда и будет улучшение ситуации с трудоустройством. В рамках Плана развития г. Алматы уже предусмотрена поддержка работодателей, принимающих к себе людей с особенностями здоровья. Как правило, люди с инвалидностью работают у своих: у родни, в специальных профильных организациях, где предусмотрены для них рабочие места. Мы сейчас хотим поддержать тех, скажем, представителей бизнеса, которые готовы принимать и работать с людьми с инвалидностью в своих компаниях.
— Каково на данный момент положение людей с инвалидностью в городе? (обеспечение специальным транспортом и т. д.).
— В городе на сегодняшний день проживает около 50 тысяч людей с инвалидностью. Отмечу, что люди с инвалидностью по сей день остаются самой бедной и дискредитируемой группой населения. Это характерно не только для Алматы или Талдыкургана, или какого-либо другого города. Это в целом. Происходит это потому, что пособие по инвалидностью составляет около 60 тыс. тенге. А городская инфраструктура оставляет желать лучшего, если уж в Алматы уровень ее доступности составляет всего 10%. Мы работаем над оказанием помощи, благо, что у нас появились центры «Тең Қоғам», функционирующие на основе социального заказа при поддержке управления координации занятости и социальных программ. Там люди с инвалидностью могут получить консультации по разным вопросам, в частности, по содержанию государственных программ. Однако, люди с инвалидностью, как правило, не имеют высшего образования, соответственно, нет образования — нет достойной работы. Кроме того, есть люди, которые по состоянию здоровья не могут работать. И они живут на эти 60 тыс. тенге пособия. Общественный транспорт малодоступен, точнее люди, работающие в этой сфере, не исполняют своих функций: не откидывают пандус, отключают звуковое сопровождение. И чем дальше от центра, тем ситуация усугубляется. В Алматы условия гораздо лучше, чем в других городах, потому что у нас богатый и успешный город, наш мегаполис — один из лучших примеров в стране. А в регионах, особенно в отдаленных городках и поселках, люди зачастую практически не имеют понятия о своих правах, и о том, как они сиюминутно нарушаются. В рамках программы «Центр развития Алматы» (ЦРА) мы собираем всевозможные материалы для работы, естественно, с учетом интересов людей с инвалидностью. Теперь дело за реализацией, чтобы все заложенное в этот план, воплотилось. Это уже будет совместная работа госорганов и неправительственного сектора, а также активных граждан.
— Есть ли сейчас интересные предпринимательские инициативы с государственно-частным партнерством, в которых задействованы люди с особыми потребностями?
— Да, конечно, есть. У нас есть социальные предприниматели, которые помимо того, что оказывают услуги или создают производство для обычного рынка, предоставляют услуги для лиц с ограниченными возможностями. Это, например, Центр социальной адаптации и трудовой реабилитации «Кеңес», который с 1992 года занимается защитой прав детей с ограниченными возможностями здоровья и оказанием медико-социальной и специализированной психологической и педагогической помощи детям, имеющим сложную структуру дефекта: сочетание двигательных, речевых, умственных и психических нарушений. Кроме того, в «Кеңесе» успешно проводится работа по раннему вмешательству для детей от рождения до трех лет, работают группы дошкольной инклюзии от трех до семи лет, где в среду обычных детей включены дети с ограниченными возможностями здоровья. Также эта организация разработала и успешно реализует модель «Центр занятости для взрослых», где молодые люди с особенностями развития овладевают навыками межличностного общения, самообслуживания и ручной умелости, осваивают навыки посильных ремесел. Так, этот проект формирует инклюзивное общество, когда с самого раннего возраста нормотипические, здоровые дети видят в своем ближнем кругу общения детей других — с инвалидностью, и у них формируется понимание того, что такое инвалидность, и во взрослом возрасте уже не будет проблем с взаимодействием. Они будут соблюдать конвенции и воспринимать людей с инвалидностью как часть общего мира — сотрудничать с ними, дружить и любить. Есть и другие примеры — руководитель социальной мастерской «Green TAL» и основатель школы социального предпринимательства Эмин Аскеров. Он еще в 2015 году создал социальную мастерскую «Green TAL», которая представляет девять разных направлений: столярное, швейная, войлочные цеха, кафе, автомойка и так далее. Ныне он успешно решает вопросы занятости уязвимой социальной категории. Эти примеры являются своего рода эталоном, на которых можно и нужно формировать и строить рынок труда и трудоустройства с учетом интересов лиц с инвалидностью. Это что касается социального предпринимательства и социальных проектов. Я считаю, что люди с инвалидностью должны работать на открытом рынке труда, при этом имею в виду людей трудоспособного возраста, которые по состоянию здоровья могут работать. Что касается открытого рынка труда, то есть опыт зарубежных стран, где доступ к каким-то крупным государственным заказам, например, пошиву продукции для армии, имеется только у организаций, где в числе персонала — определенная доля людей с инвалидностью. Теперь еще раз скажу: нужно обязательно поддерживать обычных предпринимателей, которые добровольно и по собственной инициативе принимают на работу людей с особенностями здоровья. Дело в том, что квота — это тоже своего рода репрессивный механизм, от которого нужно отходить — к добровольному развитию и содействию. Конечно, государству для увеличения конкурентоспособности этой категории граждан необходимо больше вкладываться в их образование и профессиональное обучение. Есть прекрасные примеры, как у нас перенимают зарубежный опыт. Это КИМЭП и некоторые другие университеты, где созданы условия для обучения, подается информация в удобном формате, применяются аудиозаписи или сурдопереводы, не говоря уже о пандусах, специально оборудованных туалетах и доступе в аудитории для студентов-колясочников. Поэтому считаю, что именно уровень доступности к образованию послужит фундаментом для трудоустройства данной категории, соответственно, необходимо развивать центры поддержки студентов с ограниченными возможностями. Важно обеспечить неразрывность этой цепочки: доступ к качественному образованию и здравоохранению — трудоустройство — жизнь в открытом инклюзивном и безбарьерном обществе.
— Спасибо за беседу!
Записала Дина АМИРОВА