В рамках государственной программы полной реабилитации жертв политических репрессий в г. Жаркенте Жетысуской области состоялась республиканская научно-практическая конференция на тему: «Окрестность Жаркента: актуальные вопросы, отдельные исторические аспекты и формы (XVII-XX ВВ.)»
Несколько слов об истории Жаркента, которому чуть больше 130 лет. Столетия назад в этих окрестностях вполне могли быть поселения, так как здесь пролегал Великий Шелковый путь. И по этой территории проходила граница с великой Поднебесной. Сейчас до пограничного городка Харгос всего 28 км. Жетысуский регион стал частью Российской империи в 1881 году в силу подписания Санкт-Петербургского договора между Казахстаном и Россией. В 1891 году он стал приграничным городком. В 1928 года приобрел статус районного центра, где в основном жители занимались торговлей и ремеслом. В 1942 году городок был переименован в Панфилов в честь генерал-майора Ивана Панфилова, позже городу вернули прежнее название «Жаркент». В работе республиканской научнопрактической конференции приняли участие известные ученые-историки, краеведы, археологи, писатели, поэты из Астаны и Алматы, Талдыкоргана и Қонаева. Отрадно, что на конференцию были приглашены учителя истории и литературы Алматинской и Жетысуской областей.
Открывая конференцию, модератор президент Фонда по изучению музеев репрессированной интеллигенции Казахстана «Арыс», доктор филологических наук, профессор Гарифолла Анес подчеркнул, что в Казахстане активно ведется работа по реабилитации не только политически репрессированных деятелей, но и рядовых граждан. Большой импульс такой масштабной деятельности придал Указ Президента страны К.-Ж. Токаева «О создании Государственной комиссии о полной реабилитации жертв политических репрессии». В рамках этой программы во всех регионах страны образованы комиссии по исследованию фактов репрессий, в процессе которого вновь будут пересмотрены дела незаконно осужденных, отправленных в ссылку граждан, а также лиц, подвергнутых административной ответственности. В связи с тем, что Алматинская область была разделена на два региона, программу по изучению исторического наследия края несколько расширили. Теперь отдельно будет изучаться история Жетысуской области. В этом плане есть поддержка и понимание со стороны руководства каждой из этих областей.
По обе стороны границы
Начальник управления общественного развития Жетысуйской области Болат Керимбек в своем выступлении сказал, что в этом краю издревле происходили важные исторические события. – Взять территорию от Лепсы до Капала, Уш-Арала до Жаркента. Сколько исторических фактов и сведений связаны с этими местами. И особенно приятно, что именно с Жаркента историки и исследователи начали детальное изучение этой окрестности. Думаю, что материалы этой конференции будут положены в основу для пересмотра многих исторических фактов и сведений, – сказал он. Особый интерес вызвало выступление известного писателя, лауреата Государственной премии Бексултана Нуржекеева. Тема его выступления «История земли – история народа». Сам писатель из этих мест, поэтому прекрасно описал в своих романах основные исторические события. Он особо подчеркнул, что история жестоких репрессий представителей передовой казахской интеллигенции – трагедия всего народа. У известного поэта Нурлана Оразалина есть такие строки: «И на той сторонке границы мой народ, и на этой – мой народ». – Взгляните на границу с Китаем, – сказал Б. Нуржекеев, – там есть такие районы, как Улес, Чунжа, Урымчи, Иле, Алтай, Тарабагай. И там, и здесь живут казахи. Возьмите Монголию. В Баянулгий с древних времен живут казахи, и в Катон-Карагае – казахи. То же самое в горном Алтае. И такое положение вдоль всех наших границ. Что касается окрестности Жаркента, только об Орбулакской битве можно рассказывать часами. В 1643 году в урочище Белжайлау недалеко от речки Орбулак 600 сарбазов (воинов) Казахского ханства, на подмогу которым пришла 20-тысячная армия Бухарского ханства, дали отпор 50-тысячной армии джунгар. В окрестности Жаркента вспыхивали народно-освободительные сражения против иноземного врага. Поэтому эти войны были отечественные, а не гражданские, как ошибочно трактуют некоторые историки. Старший научный руководитель института археологии им. А. Маргулана Докей Талеев выступил с докладом «Древний Iлебалык – исторические корни окрестности Жаркента». – Наши предки в прошлых веках осваивали территорию нынешнего Жетысуского региона, – сказал он. – Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, каменные изваяния (балбал), древние артефакты, что здесь проживали саки, уйсуны и другие народности. Через Джунгарские ворота по этой территории проходил Великий Шелковый путь. Однако исследователи до последнего времени не особо уделяли внимание этому обстоятельству. В связи с геополитической обстановкой, когда вновь стали налаживать контакты с Западом, возникла необходимость вновь возродить Шелковый путь в Европу. В древних описаниях Махмуда Кашгари упоминается город Iлебалык, долгое время историки не могли определить место нахождение поселения. В 2016 году мы проводили раскопки на территории Жетысу.
Возле Уш-Арала, в южной части села, были обнаружены места древних поселений. К сожалению, большая часть древних построек была разрушена. Осталась одна лишь цитадель. Археологические раскопки подтвердили, что на этом находился древний город Iлебалык. Здесь были найдены женские украшения, предметы домашнего быта, бронзовая и медная посуда, мелкие монеты, которые были в обороте в XIV-XV вв. Другой древний город Алмалык сейчас находится в 18 км от Хоргоса, на территории Китая. Еще царь Киликийской Армении Гетум в своих писаниях в 1254 году упоминает Iлебалык и Алмалык «проходили реку Или по левому берегу, потом прошли Талхир (Талгар)». Правительство Казахстана неоднократно обращалось к китайской стороне, чтобы дали разрешение на проведение археологических раскопок в Алмалыке. Однако ответа на запросы так и не поступило. Видимо, Китай не особо заинтересован в том, чтобы знать древнюю историю Алмалыка.
Прототип киногероя
Не менее интересным было выступление председателя общественного центра развития «Ошак», доктора юридических наук, профессора Саркытбека Молдабаева, который исследовал биографию сотрудника милиции г. Жаркента Касымхана Чанышева. Многие из вас видели кинокартину «Конец атамана», где роль чекиста Чадьярова сыграл известный актер Асанали Ашимов. Так вот, на самом деле этот киногерой жил и работал в милиции Жаркента. Он на самом деле боролся с белогвардейской бандой атамана Дутова. Это Касымхан Чанышев. В свое время Саркытбеку Молдабаеву довелось работать в милиции. Он выяснил, что прототип этой киноповести Чанышев работал в начале 30-х в Жаркентской уездной милиции. – Меня заинтересовала судьба этого чекиста, – говорит Саркытбек. – Стал собирать материалы, изучать его дальнейшую жизнь. За годы работы в милиции накопилось достаточно материала, и не только про Чанышева, но и его соратников. Решил открыть музей при отделе Жаркентской милиции. Тогдашний министр МВД республики Байкенов одобрил мою идею. Музей был открыт. В годы становления молодой Казахской республики Касымхану Чанышеву было поручено ликвидировать главаря банды атамана Дутова, который скрывался в г. Кульдже (Китай). Операцию по устранению главаря банды Чанышев провел так успешно, что в ходе ее был ликвидирован и другой атаман – Сидоров. В проведении этой операции принимала участие и старшая сестра Касымхана, которая в то время жила в Кульдже. Об этих и других фактах жизни рассказала дочь Чалышева Нелля Касымханова, которая проживала в г. Талдыкоргане. По ее словам, во время работы в Жаркенте отец был несколько раз обвинен в пособничестве врагам. Однако обвинения позже были сняты. Один из баев, у которого Чанышев проводил конфискацию, пригрозил, что его дети все равно отомстят ему. В конце концов его оклеветали, вновь арестовали и бросили в тюрьму. Под предлогом, что арестант якобы совершил побег, его застрелили во время преследования. На основе этих документальных фактов и сведений Саркытбек Молдабаев написал книгу «Право на истину».
Сохранить памятники
Доцент кафедры казахской истории КазНУ им. аль-Фараби, академик Академии истории и общественных наук Талдыбек Нурпейс выступил с докладом «Превращение Жетысуского региона в колониальный край Российской империи» (вторая половина XIX в.– начало XX в.) По словам доцента истории, в Казахской степи – на Евразийском пространстве существовало четыре великих империй. Одна из поздних – Российская империя. По словам историка, в советское время даже известные ученые в своих трудах говорили о добровольном присоединении Казахстана к России. Однако известный казахский историк Ермухан Бекмаханов, осужденный на 25 лет, в своих трудах не писал, что Казахстан добровольно вошел в состав России. К середине 60-х годов XIX века завершился процесс принудительного присоединения Казахстана к России. С этой целью царизм начал проводить административно-судебную реформу колониального характера. Российское царское правительство решило эту реформу провести сверху, без участия коренного населения, не учитывая интересы казахского народа. Поэтому и была создана так называемая «Степная комиссия», в которую входили не только картографы, землеустроители, статисты, но и психологи, которые изучали нравственные качества киргизов (казахов). Интересный факт, из 12 положительных качеств характера кочевых киргиз-кайсаков (казахов) самыми главными психологи из комиссии определили «уважение старших» и «любовь к детям». А самыми отрицательными – «хвастовство». Местный краевед, главный редактор газеты «Жаркент айнасы» Молот Солтонаев в своем выступлении высказал тревогу по поводу сохранения исторических памятников, беспокоясь, что данная конференция не сможет полностью раскрыть все проблемы изучения истории Жаркента. – Кроме нас, местных краеведов и историков, кто еще может исследовать историю своего народа, историю края. Взять территорию между Хоргосом и Алмалык, по моим подсчетам, в семи местах есть массовые захоронения людей. В окрестности Науалы-сай были обнаружены человеческие останки, в Алмалыке есть два места, где расстреливали людей. В 70-х годах в наших краях были проведены научно-исследовательские работы, определены 97 исторических мест, древние памятники, петроглифы. Ведь письмом и пером наших предков был камень. Поэтому историю они оставили на камне. Наша задача сохранить их для потомков. Возьмите петроглифы Шункурбулак, где сейчас идет строительство водохранилища. Если мы не примем меры, то памятники древности уйдут под воду. Интересными и содержательными были выступления старшего научного сотрудника Института литературы и искусства им. М. Ауэзова, кандидата филологических наук Сагатбека Медеубекулы, писателя Жусипбека Коргасбека, заслуженного деятеля культуры, художника Байтурсына Омирбекова, руководителя отдела изучения материалов политически репрессированных XX века архива Президента РК, доктора политических наук Гулшат Рамазанкызы, исследователя из Института истории и этнографии Еркина Стамшалова и других. По итогам конференции была принята резолюция. После пленарного заседания организаторы провели экскурсию в заброшенную Жаркентскую тюрьму. Построенная еще до революции, в 1901 году, она предназначалась для содержания нарушителей границы, беглых каторжников, а в годы репрессий и политических заключенных. По словам исследователей, в тюрьме Жаркента не только содержали репрессированных, но здесь же расстреливали в 30-годы. Из тюрьмы к горной реке вел подземный вход, куда сбрасывали тела расстрелянных. Стены двухэтажного здания тюрьмы выложены из толстых бревен тянь-шаньской ели и дуба. По крайней мере за 120 лет они даже не прохудились. По обе стороны двухэтажного, вероятно, административного здания, расположены одноэтажные помещения. Вероятнее всего, здесь располагались камеры для заключенных. Внутри сохранились перегородки, потолок, правда, весь обрушился. Зрелище гнетущее. Такое впечатление, что в стенах запечатано то далекое время. Увы, никто не расскажет всю правду о трагических событиях, происходивших внутри тюрьмы. В дальнем углу двора невысокие подсобные помещения. С виду добротные, крытые металлическим листом. Перед входом тоже сохранилось небольшое здание, здесь, видимо, располагались конвоиры.
Одного взгляда на это почерневшее от времени здание тюрьмы достаточно, чтобы осознать всю трагедию людей, оказавшихся волею судьбы за этими стенами. Как точно и емко сказал профессор Гарифолла Анес: «Именно поэтому мы находимся здесь, чтобы такая трагедия больше не повторялась…»
Сая ИССА