Гуманизация уголовно-исполнительной политики дала свои положительные результаты и на сегодняшний день нынешнее законодательство обладает разнообразными средствами пенитенциарного воздействия на осужденных.
Согласно Уголовно-исполнительному Кодексу исправление осужденного – это формирование у осужденного правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и этике поведения в обществе.
Постепенно, изучив и переняв опыт других стран, наше государство также пришло к тому, что деятельность пенитенциарной системы должна быть направлена на духовно-нравственное воздействие на осужденных. На тюремную администрацию и службу пробации возлагается задача исправить осужденного, максимально адаптировать его к социальной среде. Конечно же, это задача может быть реализована, если у осужденного есть желание исправиться, поскольку такое желание возникает не у каждого осужденного.
«Уголовно-исполнительные отношения законом, не персонифицированы. Права и обязанности их субъектов обозначены применительно к абстрактным сотрудникам уголовно-исполнительной системы, осужденным. Но нравственные отношения в рамках исполнения наказания — это отношения между конкретными людьми с присущими им лично индивидуальными нравственными качествами, которые зависят не от уголовноисполнительных норм. Очень хорошо подмечено русским юристом Х1Х века П.А. Александровым, что есть: «сфера, которая не поддается праву, куда бессилен проникнуть нивелирующий закон, где всякая законная уравнительность была бы величайшей несправедливостью. Я разумею сферу умственного и нравственного развития, сферу убеждений, чувствований, вкусов, сферу всего того, что составляет умственное и нравственное достояние человека. Закон карающий может отнять внешнюю честь, все внешние отличия, с ней сопряженные, но истребовать в человеке чувство моральной чести, нравственного достоинства судебным приговором, изменить нравственное содержание человека, лишить всего того, что составляет неотъемлемое достояние его развития, никакой закон не может. И если закон не может предусмотреть все нравственные, индивидуальные различия преступника, которые обусловливаются их прошедшим, то является на помощь общая присущая человеку, нравственная справедливость, которая должна подсказать, что применимо к одному и что было бы высшею несправедливостью в применении к другому».1
Присутствуя на судебных процессах и сталкиваясь с осужденными, в отношении которых рассматриваются представления службы пробации о замене наказания в виде ограничения свободы лишением свободы или об отмене условно-досрочного освобождения, задумываешься, а в полной ли мере воздействуют уполномоченные органы на исправление осужденных. Это действительно не быстрый процесс, поскольку необходимо прежде «сломать» устоявшуюся с прошлого века карательную направленность уголовно-исполнительной системы.
Ни в коем случае нельзя оставлять наедине со своими проблемами, освобожденных условно-досрочно.
После освобождения некоторые осужденные, возможно, будучи настроенными на другую жизнь, неповторение былых ошибок, зачастую не адаптируясь к условиям жизни вне колючей проволоки, начинают злоупотреблять алкогольными напитками, попадают в асоциальную среду. После допущения осужденным нарушений порядка отбывания наказания и установленных ограничений, отдел полиции или служба пробации выходят с представлением об отмене условно-досрочного освобождения или замены наказания в виде ограничения свободы лишением свободы.
Хорошо, если осужденный попадает после освобождения или отбывая наказание, не связанное с лишением свободы в семью, которая поддержит морально и материально, пока человек не обустроится. А если нет семьи, среды которая даст соответствующую поддержку, то в таком случае, проанализировав положение осужденного, стать поддержкой для таких осужденных должна служба пробации. К каждому осужденному необходим индивидуальный подход, начиная с анализа бытовых условий, поведения родных по отношению к осужденному, заканчивая полным психологическим портретом осужденного и методов воздействия на его поведение, для дальнейшего исправления.
Деятельность службы пробации должна быть направлена на индивидуальный подход и учет особенностей различных категорий осужденных, на максимальное формирование у них позитивных нравственных взглядов и положительных моральных качеств.
Осужденным, находящимся на учете в службе пробации, а иногда и освобожденным условно-досрочно, порой бывает необходима комплексная поддержка специалистов – психологов, социальных работников, юристов и других заинтересованных лиц. Участковый инспектор полиции или же инспектор службы пробации должны чувствовать, кто из подучетных осужденных нуждается в какой-либо помощи, особенно в психологической.
Приведу в пример материал по представлению отдела полиции об отмене условно-досрочного освобождения в отношении осужденной К. Осужденная ранее освободилась условно-досрочно от отбывания наказания. Ведь изначально, суд, удовлетворяя ходатайство об условно-досрочном освобождении данной осужденной, соответственно, усмотрел, что для исправления она не нуждается в полном отбывании назначенного наказания и оценил позитивные изменения в поведении осужденной. Но, оказавшись на свободе К. начала злоупотреблять алкогольными напитками и привлекаться к административной ответственности. За систематическое нарушение установленных ограничений к поведению осужденной и привлечение к административной ответственности по ст.ст.440 и 434 КоАП РК судом условно-досрочное освобождение было отменено и осужденная К. возвращена в места лишения свободы.
В данном случае, если бы на осужденную воздействовал бы профессиональный психолог или же были применены иные методы воздействия на ее исправление, возможно этого можно было бы избежать.
Из этого следует, что условно-досрочно освобожденные осужденные должны состоять на учете не в отделах полиции, а в службах пробации.
Работа инспектора службы пробации направлена на контроль за поведением осужденных и их исправление. Деятельность же участковых инспекторов более обширна и возможность не доглядеть за жизнью осужденных более вероятна.
Также, пример осужденной В., в отношении которой отделом полиции было инициировано представление в суд об отмене условно-досрочного освобождения. Женщина совершила преступление по ч.1 ст.96 УК РК. Возвратившись домой, ее не приняла родная дочь, не простив убийство отца. По показаниям осужденной, овладев в местах лишения свободы различными профессиями, после освобождения она была трудоустроена. Но из-за отношений в семье, стала злоупотреблять спиртными напитками, устраивала скандалы дома. Дочь не хотела прощать и видеть мать в доме. Осужденная настроена работать, не совершать в будущем правонарушений. В сложившейся ситуации и мать, и дочь нуждаются в помощи профессионального психолога. Судом в представлении отдела полиции было отказано и осужденной дан шанс на исправление.
В обоих случаях женщины нуждались в лечении от алкоголизма. Добровольно лечиться соответственно они не будут. На принудительное лечение их возможно направить только по решению суда, если с соответствующим заявлением обратились родственники больного. Поэтому, касательно условно-досрочно освобожденных осужденных и осужденных, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы, необходимо наделить полномочиями отделы полиции или службу пробации самостоятельно инициировать в суд вопрос о направлении осужденного на принудительное лечение от алкоголизма или наркомании (относительно тех случаев, где принудетельное лечение не постановлено приговором).
Поскольку эффект от воздействия на осужденного для его исправления со стороны уголовно-исполнительной системы при наличии у него алкогольной или наркотической зависимости будет сводиться к нулю.
Согласно п.8 правил проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, утвержденных Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 13 августа 2014 года № 508, в учреждениях проводится комплекс мероприятий, направленный на исправление осужденных, то есть формирования стремления к соблюдению требований законов, труду и занятию иной общественно полезной деятельностью, повышению образовательного и культурного уровня, участию в реабилитационных программах.
Как обширно охвачена деятельность по проведению воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, также должна быть разрегламентирована воспитательная работа с условно-досрочно освобожденными и осужденными к наказанию, не связанное с лишением свободы.
Немаловажным является вопрос кадрового обеспечения сотрудников службы пробации. Инспектор службы пробации должен быть универсалом — быть и юристом, и психологом, иметь педагогические навыки.
Одной из функций уголовно исполнительной системы является организация осуществления исправительного воздействия на осужденных на основе психолого-педагогических методов. В осуществлении данной задачи акцент должен делаться на эффективную деятельность психологической службы уголовно-исполнительной системы.
Поскольку психологическая работа с осужденными является одним из основных направлений процесса ресоциализации. Только профессиональный психолог имеет возможность оказывать коррекционное воздействие на личность осужденных.
Поэтому важно проанализировать данное направление в работе службы пробации. Необходимы действительно обученные и сильные кадры. Для каждого осужденного должны разрабатываться индивидуальные программы ресоциализации, повышения культурного, образовательного, нравственного уровня осужденных, применяться специальные технологии, внедряться механизмы мотивации к правопослушному поведению.
Духовно-нравственное воздействие должно проходить в форме семейной беседы. Откровенный душевный разговор лучше поучений в приказном тоне. Но для такого воздействия для инспекторов службы пробации необходимы соответствующие навыки владения речью и психологией. Как к примеру, может молодой инспектор, который еще ничего не смыслит в жизни, повлиять на осужденного, который имеет за спиной «багаж» судимостей. В этой связи, нужен серьезный подход к подбору инспекторов и психологов службы пробации. Такой же пример можно отнести и к участковым инспекторам. Поскольку с условно-досрочными освобожденными контактируют в основном они. Бывают случаи, когда осужденные русскоязычные, а сотрудники говорят в основном на казахском или наоборот. То в таких случаях, может ли идти разговор о нравственном воздействии на осужденных.
Наблюдается необходимость дальнейшей переориентации службы пробации из контрольно-надзорного статуса. Замена наказания в виде ограничения свободы лишением свободы или возврат условно-досрочно освобожденных осужденных должны быть показателями слабой работы уголовно-исполнительной системы в исправлении осужденных.
Дуйсенбаева Айнур
Главный специалист-секретарь судебного заседания
суда №2 г.Актобе