В рамках основных задач, Министерством юстиции реализуется портфель проектов «Digital Justice» предусматривающий меры по повышению качества и доступности услуг с экономией финансовых и временных затрат граждан, в том числе по применению исскуственного интеллекта.
На сегодняшний день существует единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенная для предоставления и получения юридических услуг с обеспечением населения квалифицированной юридической помощью в онлайн режиме.
Данная система нацелена на обеспечение и упрощение доступа гражданам к квалифицированной юридической помощи с участием 1 949 адвокатов и юр.консультантов. За 2023/2024 год принято 88 738 дел. Портал посетили 6 749 пользователя.
В настоящее время запущен функционал «Видеозвонок» с операторами правовой информационной службы, предоставляющие гражданам правовую консультацию на круглосуточной основе.
Кроме того, прорабатывается вопрос по разработке чат-бота с элементами ИИ по правовому консультированию, который проходит тестирование и дообучение в опытной среде мобильного приложения «Zan Komegi».
В целях реализации ИИ Министерством сформирована рабочая группа из числа представителями IT-организаций, ориентированных разработку платформ по оказанию юр услуг (zan bar, iprav, КарГУ, Каз НТУ, КазНУ и др).
Как отметил Глава Государства на расширенном заседании Правительства: «Казахстан достиг значительных успехов в цифровизации, особенно в сфере государственных услуг. Но это лишь отправная точка для дальнейшего развития. Чтобы выстроить самодостаточную цифровую экосистему, требуется прочный фундамент в виде качественных данных и надежной системы их защиты».
Следует отметить, что с внедрением «цифрового нотариата» граждане Казахстана смогли законно оформить около 200 тысяч
доверенностей и 70 тысяч согласий супругов не посещая нотариуса.
Министерством юстиции совместно с Нотариальной палатой ряд нотариальных услуг переведены в онлайн формат такие как доверенности, консультации и согласия супругов.
Теперь граждане имеют возможность получать эти услуги в онлайн формате по видеозвонку без посещения нотариуса.
Все сформированные документы отображаются в сервисе «Цифровые документы».
Идентификацию клиента реализовали посредством применения средств биометрии.
Это позволило исключить риски ошибок в идентификации внешне схожих лиц.
В целях информационной безопасности дополнительно клиент проходит двухфакторную аутентификацию в виде СМС-кода и ЭЦП.Министерством юстиции совместно с Нотариальной палатой ряд нотариальных услуг переведены в онлайн формат такие как доверенности, консультации и согласия супругов.
Кенжетаев Чингис Джанович
Заместитель руководителя Департамента юстиции