Недавно был опубликован очередной ежегодный индекс верховенства права (The World Justice Project Rule of Law Index). Это один из ведущих мировых индексов, формируемый по результатам опроса населения и экспертов из разных сфер юридической деятельности.
Казахстан в общем зачете занял 65-е место из 140 стран (почти посередине). Мы прибавили одну позицию по сравнению с прошлым годом. Также мы обогнали всех соседей в Центральной Азии. В общем рейтинге первые три места у Дании (1), Норвегии (2), Финляндии (3). Последние места: Афганистан (138), Камбоджа (139) и Венесуэла (140). Перед нами – Индонезия (64), за нами – Малави (66). Из всех постсоветских стран самое высокое место у Эстонии (9). Лучше, чем у нас, позиции у Литвы (18), Латвии (24), Грузии (49). Хуже – у Молдовы (68), Украины (76), Узбекистана (78), Беларуси (99), Кыргызстана (100), России (107). Если немного подробнее, то надо отметить, что оценка проводилась по восьми позициям, каждая из которых состоит из нескольких категорий. Самый низкий показатель у Казахстана по позиции «Ограничение государственной власти» – 106 из 140. Наихудшая оценка в этой позиции связана с «Контролем со стороны неправительственных организаций» (120). Наилучшая – «Ответственность государственных служащих за неправомерные действия» (62). Следующая худшая позиция – «Фундаментальные права»: 100-е из 140. Хуже всего обстоят дела в позиции «Право на свободу собраний и ассоциаций» (126). Лучше всего – «Надлежащая правовая процедура и права обвиняемого» (71). И, наконец, третья худшая позиция, это «Открытое правительство» – 85-е из 140. Самая слабая категория – «Гражданское участие» (121). Лучшая – «Публикация законов и иных баз данных» (55). Теперь о том, где мы выглядим лучше. Позиция «Порядок и безопасность» – 42-е место из 140. Лучшей является категория «Люди не прибегают к насилию для удовлетворения личных претензий» (36). Худшая – категория «Эффективный контроль за преступностью» (68). Вторая лучшая позиция – это «Гражданское правосудие» (43-е место из 140). Здесь лучше всего дело обстоит с «Отсутствием необоснованных задержек» (вообще 2-ое место из 140), а хуже всего – с «Государственным вмешательством в отправление правосудия» (96). По трем позициям мы на 62-м месте из 140. «Отсутствие коррупции». Лучше всего мы в категории «Служащие законодательной ветви власти не используют свое положение для извлечения личных выгод» (56). Хуже – в категории «Полицейские и милитаризованные служащие не используют свое положение для извлечения личных выгод» (76). «Уголовное правосудие». Хуже всего опять обстоит дело с «Государственным вмешательством в правосудие» (96), лучше – со «Своевременным и эффективным разбирательством» (21). «Правоприменение (регуляторное)». Самая плохая оценка касается «Cоблюдения надлежащей правовой процедуры в административных процедурах» (120), а лучшая – в категории «административные процедуры осуществляются без необоснованных задержек» (26). По трем позициям мы шагнули вперед: «Основные права» (+7), «Уголовное правосудие» (+6) и «Ограничение государственной власти» (+2). По двум позициям остались на месте: «Отсутствие коррупции» (0), «Порядок и безопасность» (0). По трем позициям отступили: «Правоприменение» (-2), «Открытое правительство» (-1) и «Гражданское правосудие» (-1). В региональном рейтинге (Восточная Европа и Центральная Азия) мы занимаем четвертое место из 14. На первом месте – Грузия, на последнем – Турция. Казахстан находится между Северной Македонией и Молдовой. В этом рейтинге мы занимаем первое место по позиции «Гражданское правосудие», а самые низкие места (10) в позициях «Фундаментальные права» и «Открытое правительство». Ранжирование также проведено по странам с разным уровнем дохода. Казахстан попал в группу стран с уровнем дохода выше среднего: 19-е место среди 42 стран. Первой в списке является Коста-Рика, последней – Венесуэла. Мы опять находимся между Северной Македонией и Молдовой. В этом рейтинге у нас самый лучший показатель в позиции «Порядок и безопасность (7), а худший – «Ограничение государственной власти» (35). Конечно, к подобным индексам, рейтингам, методологии, критериям оценки и прочим вопросам можно относиться по-разному. Но, в любом случае, они дают пищу для размышления. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора колонки.
Роман ПОДОПРИГОРА, доктор юридических наук, профессор Каспийского университета, автор телеграм канала Roman. Law