На сей раз хотелось бы сказать несколько слов об искусственном интеллекте (ИИ). Такая мысль пришла на прошлой неделе, когда вдруг перестала открываться флешка с электронной подписью. Пришлось со своим ноутбуком ехать в ЦОН, чтобы выяснить ситуацию. В Бостандыкском центре г. Алматы по обслуживанию населения отстоял час в очереди. Молчаливый сотрудник посоветовал купить новую флешку. Пришлось купить и снова занять очередь к айтишнику. Спасибо ему, наладил вроде. И посоветовал проверить на своем ноутбуке, мало ли что.
Только вот незадача: в здании ЦОН, оказывается, нельзя подключиться к сети. Нет Wi-Fi. Что делать? Иду выяснять у начальника. Оказывается, у начальства нет отдельного кабинета. Все сотрудники сидят в зале. Ни (частица отрицания) у кого нет на груди бейджика. Пойми, кто из них менеджер, а кто технический работник. Кто-то из посетителей указал туда, где за компьютером дремала молодая женщина среднего возраста, которая стала общаться в привычной чиновничьей манере: мол, здесь госучреждение, сеть локальная, посторонним вход воспрещен, флешку можете проверить у того, кто обслуживал вас. И все в таком духе. Делать нечего: на нет и суда нет. Но, я вспомнил о том, что в рамках овладения ИИ чиновниками принята программа, когда, якобы, тысячи госслужащих всех рангов сядут за компьютеры, чтобы овладеть азами ИИ. Я могу представить, что эта ЦОНовская начальница добросовестно отучится на курсах (заметьте не за свои деньги, а за счет государства). Навскидку, если на каждого обучающего из госказны выделят, пусть даже по пять тысяч тенге, то на обучение армии уйдет 150 млн тенге. И потом этот обученный сядет в свое кресло, а может, и более теплое и удобное место. И что, думаете? У такой особы повысится IQ? Очень сомневаюсь. Делегируя, скажем, какую-то рутинную работу ИИ, нужно освобождать и госслужащих. Ведь у нас и без этого армия чинуш, которые отсиживают штаны или просто имитируют бурную деятельность. Ведь цель внедрения ИИ – повысить качество государственных услуг и ускорить процессы принятия решений. И следующий вопрос. Это вопрос ответственности. Если сейчас при получении некачественной госуслуги, нельзя найти виновного лица, то какой спрос с ИИ. Тот же чиновник отправит вас куда подальше. Скажет: это решение принимал не я. Куда тогда обращаться? К вышестоящему ИИ, прямо в Акорду? Когда госслужащие высокого ранга выступают за внедрение ИИ во всех сферах экономики, начинаешь невольно опасаться. Как бы этот ИИ не стал игрушкой в руках нерадивых чиновников.
Олег ДОМАЕВ