18 августа пограничники Казахстана отметят круглую дату — 30-летие с начала самостоятельной охраны государственной границы нашей страны. В преддверии таких праздников принято вспоминать истоки, рассказывать о свершениях, делиться планами на будущее. Гость нашей редакции — генерал-майор в отставке Хусаин Имангалиевич Беркалиев — один из тех пограничных военачальников, кто в первые годы суверенитета стоял правофланговым в центре зарождения новой государственной структуры.
— Господин генерал-майор или товарищ? — разрешите обратиться?
— Ко мне вам можно обращаться и так, и так, за почти полувековую службу я был и товарищем, и господином. Считаю, суть не в форме обращения, хотя, если мы с вами определили темой «Современное состояние Пограничной службы КНБ РК», то правильнее будет обращение «господин», по-казахски «мырза», определенное в Уставах ВС РК еще в середине 1990 годов, и употребляемое сейчас. Так вот, будучи полковником, ко мне обращались «товарищ», а вот, став генералом, получил право на новое обращение. Помню, что не все с удовольствием приняли новшество, долго привыкали, но в военной среде привычки прививаются усиленными тренировками и упражнениями.
— Что еще было внедрено в пограничную среду в первые годы суверенитета?
— Откровенно говоря, как и вся страна, после распада единой экономики Союза в войсках было не до инноваций — сохранить и, так сказать, удержать строй, не растерять опыт и преемственность поколений — вот что требовалось на момент покидания офицерами и прапорщиками погранотрядов, застав, Управления войск, отдельных воинских частей. Огромнейший отток в национальные квартиры образовывал на местах бреши. Тем, кто остался верен казахстанской границе, пришлось вкалывать, так сказать, по-фронтовому — за двоих, троих, без выходных и проходных. А граница задышала контрабандой, любители легкой наживы мгновенно сориентировались и стали клянчить… себе, как тогда шутили, метр пограничной полосы… Трудное время — становление всего нового. Оно тяжким бременем легло на командование войск, его тогда возглавил генерал Закиев Болат Сейтказынович, сменивший после уезда в Россию первого руководителя новой казахстанской погранохраны — генерала Неверовского Евгения Михайловича. Пограничные войска — совершенно особый вид военной службы. Не муштра личного состава и достижение образцового строевого шага — главное для нашего солдата и офицера, а постоянная бдительность на службе, знание охраняемого участка, владение всем арсеналом опыта предшествующих поколений, чрезвычайная физическая выносливость и, если хотите умение обихаживать себя и товарищей в бытовом плане. На погранзаставе, а именно она на протяжении более чем ста лет является основным заслоном врагам и нарушителям рубежа страны, нет возможности содержать службу быта — все солдаты и офицеры должны уметь и не лениться делать самостоятельно, каждый боевой штык у нас на счету. Так было и будет до тех пор, пока существует угроза стране извне.
— Это, имею в виду тяжелый труд пограничника, я так понимаю, грустная картина советского прошлого…
— Отвечу без иронии: физические нагрузки пограничника СССР, его бытовые условия и казарменный уклад были не сопоставимыми с нынешней обстановкой, обустроенной за время суверенитета границы Казахстана. Все взаимозависимо, и, как говаривал легендарный полководец Михаил Фрунзе, «Армия — слепок с общества». Впрочем, еще и сейчас кое-где у нас остались добротные заставы, построенные нашими предшественниками в первой половине прошлого века. Думаю, что их эксплуатация прекратится в ближайшие год-два.
— Вот так, как-то плавно, вы как выпускник Академии имени Ленина перевели стрелки разговора на современность. Хотя у меня еще есть вопрос от читателей, как говорят в Одессе, «за прошлое»… Постоянный спор с Китаем за обладание нашей землей прекратился, или…? И кто еще из соседей-братских республик СССР заявляет права на территорию Казахстана? Помнится, в конце ХХ века, где-то в печати назывались цифры оспариваемых территорий СССР со стороны КНР, и писалось о претензии соседей на полтора миллиона квадратных километров советской земельки…
— Ответственно и компетентно заявляю: это досужий вымысел. Да, споры вокруг границы, ее истинного прохождения на местности велись между КНР и СССР со второй половины прошлого века, но, официально речь шла о 34 тысячах квадратных километров. За весь Союз говорить не стану, а про нас отвечу: 11 спорных участков на казахстанско-китайской границе были. Были! Вопрос об их принадлежности решен путем делимитации с обоюдного согласия сторон в конце 1990-х. А потом наша совместная граница была демаркирована на местности. Работа — колоссальная: 1783 километра! Справка: Делимитация — определение на карте общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров. Демаркация — проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками. К 2001 году на казахстанско-китайской границе мы установили 688 пограничных столбов!
— Какова протяженность нашей совокупной пограничной линии?
— 13 397 километров 650 метров!
— Ого, прямо до метра измерили государев рубеж!?
— Иначе в нашем деле нельзя! Это же наша Родина! Не высоким штилем разговариваю, служба у нас такая — знать охраняемый тобой участок. А я как экс-начальник Главного штаба ПС КНБ РК нес ответственность за организацию службы на всем периметре территории страны. Могу вам дать точные расстояния границ Казахстана со всеми сопредельными государствами… Про КНР уже сказал, далее, в алфавитном порядке: демаркированные границы: Кыргызская Республика — 1257,07 км; Туркменистан — 458,3 км; делимитированные границы: Российская Федерация — 7548,1 км; Республика Узбекистан — 2351,43 км.
— Демаркация — это не только обозначение и обустройство границы на местности, но и одно из важных условий обеспечения надлежащего пограничного режима, обеспечение мира и стабильности в стране. Почему по сию пору с Россией и Узбекистаном граница не до конца демаркирована?
— Российская Федерация имеет с нами самую протяженную в мире сухопутную границу. В этом и только в этом кроются длительные сроки демаркации нашего совместного рубежа. По Узбекистану дело сложнее: здесь густонаселенное смешанное по национальной принадлежности приграничье, имеющее обоюдные хозяйственные интересы и производства с той и другой стороны, и резать госнаделы по-живому не представляется возможным. Делимитация здесь тоже крайне затруднена, из-за того, что в советское время четкая установка границ республик не требовалась, карты составлялись по принципу «примерно». Были не просто споры, но междусобицы, когда комиссиям с нашей и узбекской сторон приходилось объяснять людям цель размежевания. Вспомните наш поселок Багыс, который оказался разрезанным линией границы, что была нанесена на карты! А все потому, что, когда составлялась карта союзных республик, такого поселка не было. Дошло до анекдота. Когда наши специалисты с точностью до полуметра определили линию прохождения госграницы Казахстана, один из домов в этом населенном пункте оказался разрезанным пополам… Но, это, как говорят в одном документальном сериале, «совсем другая история». На сегодня вопрос о делимитации границы с Республикой Узбекистан отрегулирован, вскоре завершится и демаркация. Откровенно говоря, споры о принадлежности того или иного поселка, колхоза, совхоза, их пастбищных земель и отгонов для скота были со всеми бывшими союзными республиками, кроме Турменистана.
— Но, вернемся к нашим проблемам? Одной из них Вы в начале разговора назвали отток офицеров и прапорщиков на исторические родины. Продолжается ли и сегодня кадровый голод?
— Он был достаточно продолжительное время. В 1990-е годы мы потеряли в основном среднее звено руководящего состава войск. Не на пользу пограничникам пошли и реформирования с переходом в состав армейских подразделений, с непосредственным подчинением руководству Министерства обороны РК. Я уже говорил о том, что пограничник и граница — это особый ни с кем и ни с чем не сравнимый вид воинской службы. Случилось это после отставки генерал-лейтенанта Закиева Б.С. Мы вдруг из Государственного комитета по охране государственно границы стали Силами по охране госграницы МО РК. И нами решили командовать сразу с нескольких направлений, причем, никто из желающих укрепить своим опытом и влиянием границу, кроме командующего генерала Бузубаева Токтасына Искаковича, к нашей службе отношения не имел. Помню, как ретивым штабистам из МО пришлось объяснять, что на заставе не было и не может быть взводно-ротной штатной расстановки личного состава. Благо у Бузубаева хватило сил, выдержки, командирской воли, чтобы на протяжении двух лет противостоять армейским реформаторам. Благом было и то, что этот эксперимент не продлился долго: нас вернули в состав КНБ РК, назвали Пограничной службой и вновь поставили во главе Закиева. Он заложил хорошие основы для перспективного развития дела по охране государственного рубежа, всемерно заботился о подготовке кадров. И не только в нашем пограничном институте, но и в зарубежных академиях. В пограничную службу стала поступать новая техника, вооружение, значительно улучшилось тыловое обеспечение. Считаю это личной заслугой Закиева и его заместителей — генералов Федорченко Василия Григорьевича и Артемчука Алексея Алексеевича. Началось строительство погрангородков…
— Вы после увольнения в запас, вместе с находящимися в запасе и отставке пограничниками создали и долгое время возглавляли Совет ветеранов пограничников, значит, напрямую держали связь с первыми руководителями погранслужбы, часто бывали на границе и не понаслышке знаете обо всем, что происходило и происходит в системе. Каково положение тех, кто, скажем так, сейчас в Дозоре?
— Сначала правильно назову наш Совет: Республиканское Общественное Объединение «Застава тарландары». Во всех областных центрах и, конечно же, в Алматы, как когда-то называли этот город «Тещей пограничников СССР», созданы филиалы, объединяющие профессионалов охраны госграницы, готовых в любой момент поделиться опытом и знаниями, и даже, вернуться на службу. Но, в последнем пока что нет необходимости. Про технические моменты и новшества, применяемые в системе охраны, подробности не сообщу, но скажу, что ими насыщены погранзаставы. И не только для более качественного процесса службы в Дозоре или Секрете, на постах наблюдения и сторожевых катерах. Современная наука и техника позволяет, прежде всего, при максимальном улучшении качества охраны рубежей облегчить физические нагрузки на солдат, сержантов и офицеров границы.
— И все-таки, чем на Ваш взгляд и опыт службы могут отчитаться за 30-летие руководители ведомства?
— Попробую тезисно сформулировать ответ на ваш вопрос. В целом, с 1992 года, примерно за пятнадцать лет, создана новая система охраны государственной границы по всему периметру страны. Были развернуты, а затем капитально обустроены десятки новых подразделений, пунктов пропусков и пунктов базирования корабельно-катерного составов. Сегодня граница обрела качественно новый уровень. Создана современная пограничная инфраструктура, удобная и для службы, и для людей. По всему периметру страны возведены и продолжают строиться капитальные комплексы и отдельные здания. Они оснащены современным оборудованием и системой жизнеобеспечения. В нынешних заставах и отрядах просторные столовые, спортзалы, удобные складские помещения, автопарки, рядом построено служебное жилье для членов и семей. Я владею и такими цифрами: в период с 2004 по 2018 годы построено и введено в эксплуатацию порядка 68 объектов (жилые дома офицерского и сержантского состава, пограничные отделения, пункты пропуска, военные городки). Все здания и сооружения возведены в виде современных комплексов пограничных отделений. Только с 2017 по 2020 годы в Кызылординской, Туркестанской, Актюбинской и Атырауской областях построено 16 подразделений модульного типа, в которых созданы все условия для службы и полноценного жилья. Не менее важный факт: значительно улучшен социальный блок. Это касается квартир, заработной платы, и как следствие — обязательная и достойная пенсия по окончанию службы. С января 2018 года законом введена новая модель обеспечения военнослужащих жильем, заменившая целевую денежную компенсацию за наем жилья на прямые жилищные выплаты на личный специальный счет. Знаю, что к радости пограничников Глава государства поддержал ходатайство руководства Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и с 1 января прошлого года зарплата пограничников поднялась в среднем на 75%, а в подразделениях границы — даже более чем на 110%. Но все-таки, среди всех значительных свершений за 30 лет главное то, что наше государство (первое среди стран СНГ) обрело четкие, международно-признанные границы. Еще раз напомню о технических новшествах. В инженерное оборудование границы постепенно внедряется принцип интеллектуализации. Суть разрабатываемых концептов заключается в интеграции технических средств в единую интеллектуальную платформу. И в дальнейшем будет налажено использование алгоритмов искусственного интеллекта для обработки и анализа поступающей информации. Активно внедряются в дело охраны беспилотные летательные аппараты. Их использование позволяет значительно повысить эффективность службы на труднодоступных и удаленных участках, а также на направлениях активной противоправной деятельности. Эх, раньше у нас такого не было. Эти квадрокоптеры — отличные помощники. Дронам удается выявлять и своевременно пресекать противоправную деятельность как на суше, так и на морском участке границы. Так, что еще? Отметим: на южном направлении создан комплекс охраны протяженных участков границы, основанный на применении современных камер тепловизионного и видеонаблюдения, благодаря которым образована сплошная охранная зона всего участка пограничной заставы, исключающая наличие «мертвых зон» и возможного влияния человеческого фактора. На Каспийском море принимаются в эксплуатацию новые катера и корабли, что позволяет значительно усилить охрану наших водных рубежей. Именно внедрение современных технических средств, оснащение цифровыми технологиями почти ста международных пунктов пропуска, позволяют принять пассажиропоток, который составляет около 50 миллионов человек в год. Еще вопросы имеются?
— Так точно, господин генерал-майор! Переименование округов и отрядов, комендатур и застав в департаменты, управления и отделения, на Ваш взгляд, позволили улучшить качество службы в общем?
— Решение это принималось на самом верху. По-видимому, его принятию способствовало появление в мире новых вызовов и осложнение геополитической обстановки. От пограничников, как в общем, и ото всех госструктур потребовали форсированного развития пограничной службы и обустройства всей государственной границы. Поэтому в 2020 году была проведена масштабная реформа ведомства, которая была обусловлена необходимостью построения новой системы защиты национальных интересов. В ходе модернизации была проведена реструктуризация по территориальному принципу. Кроме того, поскольку жизнь не стоит на месте, а динамично развивается, и, увы, не в спокойной плоскости, совершенствуются способы и методы охраны границы, тактика действий подразделений и пограничных нарядов, законотворческая и нормативно-правовая базы ведомства.
— Вопросов больше не имею!
— В таком случае, прошу еще раз учесть: граница — понятие сравнимое с тем, что заложено в слово Отчизна, всегда готовый к реагированию натянутый нерв государства. Честь имею!
— Благодарю за беседу!
Георгий ВАСИЛЬЕВ