12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Геноцид: преступление против человечества

Безусловно самым страшным преступлением против человечества является геноцид. Его невозможно оправдать ни одной идеологией и ни одной властью. Это не просто убийство людей, а попытка уничтожить целые народы – их культуру, язык, веру и саму память о существовании.

Термин «геноцид» впервые ввел польский юрист Рафаэль Лемкин в 1944 году, объединив слова genos («род, племя») и cide («убийство»). Он подчеркивал, что это не только физическое уничтожение нации, но и духовное: разрушение языка, традиций и национального самосознания. История XX века показала, насколько чудовищным может быть данное преступление. Армянский геноцид 1915 года лишил жизни более миллиона человек. Позже человечество столкнулось с еще более масштабной трагедией – Холокостом, унесшим шесть миллионов жизней. Мы привыкли думать, что подобное осталось в прошлом. Однако геноцид повторялся снова и снова – в Камбодже, Руанде, Судане, Косово. Каждое из этих событий напоминает нам, что ненависть не имеет границ, если общество не способно вовремя сказать «нет» насилию. Как известно, за агрессию и совершенные фашистской Германией бесчеловечные деяния в период Второй мировой войны сообществом государств в 1945 году был учрежден Международный военный трибунал, но при этом геноцид не нашел свое отражение в приговоре этого судебного органа. Почему германское руководство, представшее перед трибуналом в Нюрнберге, не понесло наказание за жестокости, зверства и массовое уничтожение еврейского населения? Дело в том, что на тот период времени в международном праве отсутствовало юридическое определение геноцида как международного преступления. При этом как в национальном уголовном праве, так и в международном праве, юридическим основанием для признания того или иного деяния в качестве противоправного и наказуемого являются специально принятые законы или правила. Безусловно в международном праве – это специальная конвенция или договор. То есть принцип «Nullum crimen sine lege, nulla poena sine lege» представляется в данном случае первостепенно важным. Именно при нацизме геноцид возводится в разряд официальной политики Германии. В связи с этим с созданием Организации Объединенных Наций (ООН), которой в этом году исполняется 80 лет, именно под эгидой и при непосредственном участии этой международной организации начинается активный нормотворческий процесс по выработке и принятию первого международно-правового акта, который бы определял юридический состав геноцида и на основании которого возможно было бы реализовывать международную ответственность за это преступление. Мы как юристы убеждены в том, что именно право способно защитить человечество от повторения подобных преступлений. После Второй мировой войны международное сообщество впервые дало геноциду правовую оценку, приняв Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.). Документ определяет, что геноцидом являются убийства членов национальной или религиозной группы, создание невыносимых условий жизни, насильственная передача детей в другие группы и ограничение деторождения. В соответствии со ст. 3 Конвенции наказуемыми признаются геноцид, заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, соучастие в геноциде. Важно и то положение, что лица, которые совершают геноцид или какие-либо другие деяния, предусмотренные данной Конвенцией, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они соответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами (ст. 4). Для введения в силу положений Конвенции, каждое договаривающееся государство обязуется провести необходимое законодательство в соответствии со своей конституционной процедурой и предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида и других преступлений, предусмотренных данной Конвенцией (ст. 5). Надо отметить, что Конвенция одной из первых ставит вопрос о международной уголовной юрисдикции. Так, еще в ходе работы Юридического комитета Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 году именно данный вопрос обсуждался наиболее бурно и всесторонне. В конечном итоге появилась идея, которая нашла свое отражение в статье 6 Конвенции: «Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в ст. 3 деяний, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда». Эта Конвенция стала символом того, что человечество не может оставаться безмолвным свидетелем чужой боли. Позже ее принципы были закреплены в Римском статуте Международного уголовного суда (1998 г.). К сожалению, человечество понимает, что геноцид не исчез из современной истории. В XXI веке мир вновь столкнулся с варварством – массовыми убийствами, этническими чистками и религиозными преследованиями. Примером тому служит деятельность так называемого «Исламского государства», признанная актом геноцида против езидов и христиан. Эти события доказывают: даже при существовании международных норм человечество все еще не научилось предотвращать массовые преступления, так как равнодушие людей – первый шаг к трагедии. В Казахстане также ведутся споры о трагедии 1930-х годов – массовом голоде, унесшем жизни миллионов людей. Некоторые исследователи рассматривают его как национальную катастрофу, сравнимую с геноцидом. Однако для юриста важно не поддаваться эмоциям, а искать правду на основе фактов и документов. Несомненно, обсуждение таких вопросов важно не ради обвинений, а ради исторической справедливости и памяти о наших предках. Ведь народ, забывший свою боль, рискует пережить ее снова. Геноцид – это преступление не только против отдельного народа, но против всей человеческой цивилизации. История учит нас, что молчание перед злом приравнивается к соучастию. Мы верим, что развитие международного права, справедливость и гуманизм способны стать щитом от повторения трагедий прошлого. Пусть каждое поколение помнит: «За каждое совершенное действие человек должен нести ответственность, поднимая голову с честью».

Ернұр ОҢДАШҰЛЫ, старший преподаватель кафедры Теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби, м.ю.н.

Мерей БЕЙСЕТБАЙ, студентка 4 курса юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби по специальности «Юриспруденция»

Праздник «Салбурын» прошел в Актобе

Более 100 спортсменов, среди которых беркутчи, мастера игры в...

Новый центр сервиса появится в Катон-Карагае в рамках программы «Ауыл Аманаты»

В Катон-Карагайском районе ВКО продолжается активная реализация важных проектов...

Объем валовой продукции животноводства в Казахстане достиг 3 трлн тенге

Объем произведенной продукции животноводства полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка По...

Келер жылы елімізде тағы бір үлкен спорттық дода өтуі мүмкін

2026 жылы елімізде бокстан студенттер арасында әлем чемпионаты дүбірлі...

Тіл – темір қазығымыз

Тілсіз қоғамның қандай түрі болса да өмір сүре алмайды,...