12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Фонд компенсации потерпевшим

Институт оказания материальной помощи жертвам преступлений создан в 2018 году с принятием Закона РК «Фонде компенсации потерпевшим» (далее – Закон).

Основным источником формирования Фонда являются принудительные платежи, взыскиваемые судом с осужденных. Размер взыскания зависит от категории совершенного преступления. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона фонд компенсации потерпевшим – контрольный счет наличности, открытый в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета для зачисления поступлений денег и проведения выплаты компенсации в порядке, предусмотренном законодательством РК о Фонде компенсации потерпевшим. Целью регулирования Закона является защита прав, свобод и законных интересов потерпевших по отдельным составам уголовных правонарушений. Согласно Закону компенсация назначается несовершеннолетним, являющимся потерпевшими по преступлениям, связанным с сексуальным насилием, лицам, признанным потерпевшими по преступлениям, связанным с торговлей людьми и пытками; лицам, которым причинен тяжкий вред здоровью либо зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД); лицам, наделенным правами потерпевшего, в случае смерти потерпевшего. Также основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие оснований, предусмотренных Законом; пропуск срока подачи заявления; представление недостоверных документов; возмещение виновным лицом в полном объеме вреда, причиненного потерпевшему; постановление органа, ведущего уголовный процесс, о прекращении участия лица в качестве потерпевшего. Решение об отказе в назначении компенсации может быть обжаловано потерпевшим либо лицом, наделенным правами потерпевшего, в порядке, установленном законодательством РК. Согласно Закону выплаты предусмотрены по 124 составам преступлений, описанным в 46 статьях Уголовного кодекса РК. Главная задача – поддержать тех, кто материально пострадал от преступления, но не имеет возможности получить возмещение вреда по нераскрытым преступлениям или когда виновник скрывается от правосудия. Правовая природа принудительного взыскания Законом не конкретизирована, а только указан его размер. Принудительное взыскание можно рассматривать в качестве единовременной оперативной социальной поддержки потерпевшего, которому причинен тяжкий вред здоровью. Сумма принудительного взыскания составляет от пяти до 30 МРП (на ноябрь 2024 года один МРП – 3 692 тенге) в зависимости от тяжести преступления. Принудительное взыскание не следует относить к санкции за совершенное уголовное правонарушение, поскольку оно в качестве санкции (меры против лица, нарушившего запреты закона) не предусмотрено ни одной статьей, формирующей состав уголовного деяния. Выплата компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета не позднее десяти календарных дней, следующих за датой представления государственным органом, осуществляющим функции уголовного преследования, централизованного реестра получателей компенсации, на банковский счет получателей компенсации. В случае отсутствия или недостаточности денег выплата компенсации осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета при пополнении средств Фонда компенсации потерпевшим за счет источников, указанных в п. 1 ст. 10 Закона. В Законе указаны источники формирования Фонда компенсации потерпевшим, куда входят принудительные платежи, взыскиваемые судом; денежные взыскания, налагаемые судом за неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных ст. ст. 71, 78, 80, 81, 82, 90, 142, 156 и 165 Уголовно-процессуального кодекса РК, и нарушение порядка в судебном заседании на потерпевшего, свидетеля, специалиста, переводчика и иных лиц, за исключением адвоката, прокурора и подсудимого; денежные взыскания с осужденного, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда и которому назначено наказание в виде исправительных работ; деньги, взысканные в порядке регрессных требований; иные источники, не запрещенные законодательством РК. При вынесении судом обвинительного приговора с виновных лиц в Фонд компенсации потерпевшим взыскивается принудительный платеж на основании ст. ст. 98-1 и 98-2 Уголовного кодекса РК. В случае совершения уголовного правонарушения группой лиц принудительный платеж взыскивается с каждого виновного лица отдельно. В случае вынесения в отношении виновного лица обвинительного приговора по совокупности уголовных правонарушений с него взыскивается принудительный платеж, соответствующий категории наиболее тяжкого уголовного правонарушения. Остатки денег Фонда компенсации потерпевшим не подлежат изъятию (перечислению) в государственный бюджет. Не допускается выставление инкассовых распоряжений на Фонд компенсации потерпевшим. Срок подачи ходатайства о назначении компенсации составляет три года с даты вынесения постановления о признании лица потерпевшим. Для получения компенсации потерпевшему либо лицу, наделенному правами потерпевшего, необходимо обратиться к следователю (дознавателю): с заявлением и приложением копий документа, удостоверяющего личность, либо документов, подтверждающих личность и право лица, наделенного правами потерпевшего, на получение компенсации. Также необходимо предоставить сведения о номере банковского счета, копии постановления о признании лица потерпевшим, копии документа, подтверждающего характер и степень тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего; в случае смерти – копии свидетельства о его смерти или иного документа, подтверждающего смерть потерпевшего. При этом пострадавший не лишается возможности дальнейшего взыскания полного ущерба с виновного. Некоторые ученые, анализируя данный Закон, выявили определенные недостатки, конкретно то, что он посвящен регламентации деятельности Фонда компенсации потерпевшим, который по факту является контрольным счетом (то есть не может являться субъектом правоотношений). Также создает коррупционные риски в органах уголовного преследования при назначении выплаты, и в целом действует в отрыве от основного закона в бюджетной сфере, что нарушает принцип единства, целостности и системности законодательства РК. В данном случае вполне соглашусь с такими недостатками Закона, необходимо четкое соответствие другим нормативным актам, сохраняя единство и системность правовых норм, регулирующих вопросы материальной помощи жертвам преступлений. Компенсации потерпевшим перечисляет Комитет казначейства Министерства финансов РК на банковский счет получателя. В случае необоснованности выплаты компенсации за счет средств фонда государственные органы принимают все необходимые меры по возврату денег. Кроме указанного, необходимо добавить: Законом предусмотрено, что прокурор в порядке представления и защиты интересов государства в суде вправе предъявить регрессные требования о взыскании выплаченной потерпевшему компенсации с виновных лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено или они освобождены судом от уголовного наказания по предусмотренным законом основаниям. Таким образом, механизм государственной поддержки потерпевших состоит не только из тех денег, которые получит потерпевший при нанесении вреда его здоровью, телесной неприкосновенности, но и в приобретении чувства защищенности и уверенности в поддержке государства.

Салтанат МАМАНОВА, главный специалист отдела по праворазъяснительной работе и оказанию юридических услуг Департамента юстиции Костанайской области

Есть ли выход из трудового рабства?

Во всем мире торговля людьми остается глобальной проблемой, затрагивающей...

Удар по экстремизму 

Масштабная спецоперация, проведенная совместными усилиями Комитета национальной безопасности РК,...

Түзеу мекемесінде “Оян, қазақ” кинотерапиясы өтті

“Көзіңді аш, оян қазақ, көтер басты,Өткізбей қараңғыда бекер жасты.Жер...

МЕМЛЕКЕТТІК ҚЫЗМЕТШІ

Мемлекеттік қызметші болу- бұл үлкен абырой мен міндет. Ол...

Алимент өндіру

«Адамның бір қызығы бала деген...» деп бастамақпын. Әрине, сәби...