Две истории опять потрясли Казахстан. И снова местом кровавых драм стал Туркестан…
В Туркестанском специализированном суде по уголовным делам рассматривается дело по убийству женщиной мужа. Она зарезала его ножом в конце лета прошлого года. Вторая история случилась совсем недавно. Женщина подозревается в убийстве своих двух малолетних детей. Она педагог, который пользовался, по отзывам коллег, положительной репутацией в Кызылординской области. И эта «хорошая учительница» привезла детей в г. Туркестан, где задушила их подушкой. И сама после этого уехала в Шымкент, где позднее оперативники обнаружили ее в гостинице. Мы стали привыкать к такому явлению, когда убийцами становятся женщины. Как и в тех случаях, когда они выпрыгивали из окон вместе с детьми. Или как в Алматы мачеха, известная общественница Б.Т., убила семилетнюю падчерицу. Подобных примеров немало. Пока идут следствие и суд трудно утверждать, что именно толкнуло их на этот шаг. Но за обеими историями стоят, скорей всего, семейно-бытовые проблемы, и нередко – убийство в отместку мужу. Первая призналась, что терпела его издевательства 14 лет. Что абьюзер занимался буллингом, систематически запугивая и угнетая ее, сделав жизнь невыносимой. И череда подобных фактов уже не частные случаи, а серьезная проблема, которая привела к разрушительным последствиям для самих фигурантов дел, нанесла вред психическому здоровью, в том числе окружающих и родных. Понятия «буллинг» и «абьюзер» в нашем обиходе появились не так давно.
Теперь мы знаем, что, став отражением домашнего насилия, они могут проявляться в различных формах, в зависимости от конкретных обстоятельств, складывающихся в той или иной семье, и выражаясь в эмоциональном угнетении, физическом и психологическом насилии, контроле и манипуляциях. Как оказалось, это приводит к чувству беспомощности и депрессиям жертвы – становясь повседневным явлением в семейной среде и, накапливаясь, как итог наступают разрушительные последствия. Выхода из этой крайне сложной ситуации практически нет. Жертвы буллинга со стороны абьюзеров, испытывая негативные эмоции и постоянный страх, ощущают себя изолированными, лишенными поддержки. Отчаяние делает их неспособными рационально мыслить и принимать здравые решения, защищатся, обеспечив безопасность себе и своим детям. Вынужденная жить в постоянном стрессе и тревоге, жертва чувствует, что выхода практически нет. Даже если уйдешь к родителям, сменишь место жительства, абьюзер примется преследовать с еще большим ожесточением. И тогда один выход – взять в руки нож. Или подушку, как орудие безмолвного убийства. Конечно, таким действиям нет, и не может быть оправдания, и должен действовать принцип неотвратимости наказания. Но чтобы предотвратить эти трагедии важно найти корни проблемы и пути ее решения. Жертвы буллинга и домашнего насилия нуждаются в своевременной поддержке. Окружающие, да и в целом общество нередко не способны обеспечить защиту их прав, доступ к правовой и психологической помощи, предоставить им безопасное убежище. Это ведь те шаги и меры, которые были бы способны предотвратить трагичные последствия. Наверно надо признать, что пока общество боролось с ковидом, протекавшим в условиях всеобщей изоляции, в стране, возможно, нарастала другая беда, касающаяся психического здоровья людей, и в частности, женщин, которая зачастую вызвана бытовым насилием. Каждая такая семья, как говорил классик, становится несчастливой по-своему. Это ведь латентный процесс. И в условиях отсутствия комплексного подхода к поддержке жертв и обеспечения доступа к помощи и социальным ресурсам – печальный итог всего того, что происходят сейчас. И в результате общество платит жизнью невинных детей, что чудовищно, абсолютно неприемлемо и противоречит любым нормам морали и закона. Подобные преступления психологи склонны рассматривать как последствия серьезных психических расстройств у человека, совершившего их, обусловленных различными факторами, стрессом, депрессией, нестабильностью и другими проблемами потенциальных жертв. Но за трагедиями, связанными с убийством детей, стоят не столько вопросы психологического плана, но и главным образом, различные экономические и социальные факторы. Причины кроются и в отсутствии отлаженного механизма поддержки семей, испытывающих кризис, особенно тех, где существуют опасные условия жизни, а также отсутствие доступа к социальным услугам. Из-за различных проблем, таких как бедность, алкоголизм, наркомания и безработица, дети отходят на второй план. И совокупность этих негативных факторов ложится бременем на слабые женские плечи, на которых и вымещается все зло и неудовлетворенность жизнью. Это нарушает женское ментальное здоровье, а недостаток психологической помощи приводит к психическим расстройствам, увеличивая риск для их детей. Ужесточение закона о бытовом насилии не стало панацеей. Чтобы справиться с ростом трагедий, связанных с семьей, женщинами и детьми, общественные и государственные институты призваны понять это явление, оценить риски современных тенденций, найти комплексный подход к их решению. Пока же, к сожалению, правоохранительные органы, детские омбудсмены реагируют в основном только по свершившемуся факту. Не инициировано повышение осведомленности о последствиях домашнего насилия, нет четкого алгоритма поддержки семей, находящихся в кризисе за счет создания системы раннего выявления и немедленного реагирования при нарушении прав женщин и детей, обеспечения доступа к социальным услугам, психологической поддержке. Хочется спросить: где же программы по профилактике домашнего насилия, в том числе и насилия в отношении детей в школах? Кто реально занимается политикой, направленной на повышение защиты и экономической стабильности семей из уязвимых категорий населения? Другой пласт неиспользованных возможностей – вовлечение гражданских институтов и организаций, общественных деятелей и каждого, кто не может оставаться равнодушным к этой остросоциальной проблеме. По сути, не задействован огромный потенциал наших аксакалов и старейшин, которые могли бы играть важную роль в урегулировании семейных конфликтов и поддержании гармонии в обществе. Есть в том же Туркестане и других аулах и городах страны авторитетные фигуры, обладающие мудростью и опытом, на кого мы возлагаем надежды не только как на знатоков народных обычаев и традиций, но и на их умение по существовавшей издревле казахской степной системе права примирять стороны, привести их к компромиссу. Это ведь так важно, когда в роли посредников между конфликтующими сторонами выступают люди, знающие суть проблем местных семей, помогая им найти взаимоприемлемое решение, выслушав и обсудив с ними пути решения с учетом интересов всех членов семьи, в преодолении трудностей и сохранении гармонии в отношениях. Участие таких наставников с их жизненным опытом и мудростью в семейных вопросах сегодня очень востребовано и в воспитании детей, в разрешении разногласий взрослых. Жаль, что старшее поколение как-то отстранилось от важной и ценной роли носителей этнокультурного наследия, сохранения стабильности и согласия в обществе. Постепенно утрачивается культура почитания старейшин, как хранителей мудрости, традиций и нравственных ценностей общества. А когда оно теряет своих авторитетов от народа, нарастает такой феномен, как ощущение отсутствия социальной связи, преемственности, возникает такое явление как социальное одиночество. Оставшись наедине с трудностями, человек может чувствовать себя изолированным, непонятым и неважным для семьи и окружающих. Ему трудней справляться со стрессом, адаптироваться к изменениям в жизни и в обществе. Это, естественно, чревато ухудшением настроения, тревожностью, депрессией и низкой самооценкой. Ощущение пустоты и недостатка смысла в жизни рождает уныние и отчаяние. От них тоже всего один шаг к действиям, которые могут стать непоправимыми. Ведь чтобы почувствовать себя уверенней, он вымещает все накопившееся, конечно, в первую очередь, на тех, кто слабее. В условиях экономической и социальной нестабильности особенно важно обращать внимание на защиту и поддержку семей, женщин и детей, как наиболее уязвимых групп общества. Обеспечивая для семей и детей социально благоприятное поле с доступом к медицинским услугам, образованию и другим жизненно важным ресурсам, предоставив работу, а не называя иждивенцами, как это все чаще звучит сегодня, мы сможем создать поддерживающую и безопасную среду, и главное – стабильность. Она ведь начинается с семьи.
Асия НУРИМБЕТОВА