Согласно статистике, за прошедший год специалистами департамента юстиции Акмолинской области оказано свыше 1,7 тысячи государственных услуг.
О том, какие меры принимаются, чтобы правовая помощь стала более доступной для населения, рассказал корреспонденту «ЮГ» руководитель ведомства Баукен АЛМЕШ.
– Баукен Серикович, в регионе добились значительного прогресса в цифровизации госуслуг, повышении их доступности для граждан и защите прав, включая интеллектуальную собственность. Какие проекты вы считаете наиболее значимыми?
– Наше ведомство активно переводит услуги в электронный формат. За год оказано свыше 1,7 тысячи госуслуг, почти все полностью автоматизированы. Особенно значимым стал пилотный проект «Реинжиниринг аттестации», обеспечивший прозрачность процедур для адвокатов, нотариусов и частных судебных исполнителей. Вместо устного собеседования соискатели получают ситуационные кейсы, что ускоряет процедуру и обеспечивает ее прозрачность. Также реализованы проекты «Цифровая доверенность юридического лица» для быстрой выдачи доверенностей через приложение eGov Mobilebusiness и «Цифровой нотариат» – оформление нотариальных документов в формате онлайн. Видеозвонок с нотариусом и биометрическая идентификация позволяют завершить процесс безопасно и быстро, исключая временные и финансовые затраты на бумажную форму и транспорт.
– Какие еще правовые услуги акмолинцы могут получить, не выходя из дома?
– Для граждан теперь доступны в формате онлайн оформление доверенностей и согласий, а также нотариальные консультации через мобильное приложение eGov Mobile. Эти инициативы значительно сократили сроки оказания услуг и сделали их более доступными для граждан. Департамент юстиции также проводит электронную регистрацию некоммерческих организаций и внедряет проекты для объединений собственников имущества. В этом году в регионе было произведено 396 регистрационных действий, а также запущена система электронного голосования для ОСИ.
– Касательно защиты прав интеллектуальной собственности…
– За год зарегистрировано 13 обращений о нарушениях прав на товарные знаки и оформление рекламных материалов. Проведено восемь внеплановых проверок, изъято 47 единиц контрафактной продукции, демонтировано 18 рекламных щитов. Но в этой сфере есть и другая сторона. Среди успешных инициатив – шесть продуктов получили свидетельства на географические указания, такие, как «Кокшетауское масло», «Кокшетауская брусчатка» и «Бурабайский мед». Еще четыре заявки находятся на стадии рассмотрения.
– Особое внимание уделено упрощению взыскания долгов. Как изменился этот нелегкий процесс?
– Система «Робот судебного исполнителя» автоматизирует процессы исполнительного производства, делая их более быстрыми и эффективными. С момента запуска обработано порядка 15,5 тысячи дел. В целом, подводя итоги прошедшего года, хотелось бы отметить: бесплатные юридические консультации стали доступны для малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров и жертв насилия. В регионе помощь оказывают 363 адвоката и 23 юридических консультанта. Действует система «Е-заң көмегі», которая автоматизирует процессы оказания гарантированной государственной юридической помощи. За год помощь адвокатов региона получили почти 14 тысяч граждан. Предупреждая ваш вопрос о дальнейших планах: в 2025 году мы планируем внедрить чат-бот с искусственным интеллектом для консультаций в круглосуточном режиме.
Беседовала Наталья ЯКОВЛЕВА г. Кокшетау