В ШЫМКЕНТСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ПРОШЛА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ СТУДЕНТОВ, ОРГАНИЗОВАННАЯ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «ТАЗА ҚАЗАҚСТАН».
В целях формирования экологического мировоззрения молодежи, повышения культуры природоохранного поведения в рамках мероприятия было охвачено несколько направлений, посвященных экологическим вызовам нашего времени. Одним из центральных на эко-дебатной площадке было обсуждение темы: «Экологические проблемы — личная ответственность каждого гражданина или обязанность государства?». Прошли они в виде парламентских дебатов, где молодые люди высказывали свои мнения об ответственности в сфере экологии. Сторонники приоритета личной ответственности говорили о культуре бережного отношения к ресурсам, осознанном потреблении, раздельном сборе отходов в доме, из которых и складывается активность самих граждан за рациональное отношение к окружающей среде. Есть и проблемы ответственности государства, когда идет трансграничное загрязнение воздуха, сброс промышленных отходов в реки, что требует создания инфраструктуры для переработки отходов. Только государство может устанавливать единые, обязательные для всех экологические стандарты, облагать налогом вредные производства, финансировать научные исследования в области чистых технологий и создавать национальные парки. Во всяком случае, экологически ответственное поведение становится не только моральным, но и экономически рациональным и нуждается в четких законах, контроле и долгосрочной стратегии инициатив граждан и государства. Участники дебатов говорили о формировании устойчивого общественного запроса на строгую экополитику. Поэтому образовательные проекты, подобно дебатам в Шымкентском колледже, — это критически важный элемент системы, который поднимает личную осознанность до уровня общественной повестки и готовит будущих инженеров, которые будут проектировать не просто технологии, а экологичные технологии. Только когда законодательная норма встречает с готовностью ей следовать, а общественный запрос находит отклик в виде конкретных государственных программ, возникает та самая сила, способная повернуть вспять экологический кризис. Свое видение обеспечения экологической безопасности на примере зарубежного опыта и практик изложили команды «Поддержка» и «Оппоненты», призвав к экономному использованию ресурсов, участию в этом волонтерских движений. А в ходе конкурса «Юные защитники природы» состоялась защита исследовательских проектов студентов. Наглядными и яркими были стенды художественной галереи «Чистота начинается с меня!» с рисунками студентов на обсуждаемые темы. Дебаты в политехническом колледже – это важный шаг к такому диалогу, где техника будущего будет создаваться не вопреки природе, а в гармонии с ней.
Олжас КУАНДЫК


