Предмет примирительной процедуры – это спор, к которому также приравнено понятие конфликта. В теории наличие понятия конфликта определено значительно шире понятия спора, конфликтные ситуации не всегда могут перейти в правовой спор.
На сегодняшний день законодательство РК позволяет по публичным-правовым спорам сторонам урегулировать спор, заключив соглашение о примирении, соглашение об урегулировании спора в порядке медиации либо партисипативной процедуры. Принятие судом мер для примирения сторон и содействие им в урегулировании спора на всех стадиях процесса вытекает из задач административного судопроизводства. Занимая нейтральную позицию относительно требований сторон, суд разъясняет сторонам их права на проведение примирительных процедур и правовые последствия заключения таких соглашений. Положениями Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан предусмотрены примирительные процедуры в публично-правовых спорах, что дает новый импульс во взаимоотношениях между государственными органами, физическими и юридическими лицами. Привлекательность института примирительных процедур состоит в том, что стороны добровольно могут урегулировать свои спорные правоотношения. Важным для всех соглашений является также добровольное их исполнение. Но, могут быть разные случаи, в том числе и злоупотребления правами, при которых сторона, заинтересованная в исполнении соглашения, вынуждена обратиться в суд с заявлением о принудительном его исполнении. АППК предусматривает возможность проведения примирительных процедур, вытекающих из публично-правовых отношений, однако ходатайство об урегулировании спора с применением может быть заявлено иску, где есть усмотрение. Такое положение норм процессуального законодательства является обоснованным в силу того, что устранение нарушений прав гражданина, юридического лица возможно путем отмены обжалованного акта, прекращения какого-либо действия самим государственным органом или должностным лицом. Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора (посредника). Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих. При заявлении сторонами по делу ходатайства об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации в судах первой, апелляционной инстанций оно удовлетворяется до удаления суда в совещательную комнату. Заявление такого ходатайства, как правило, влечет отложение или приостановление разбирательства по делу. Порядок утверждения соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации аналогичен порядку утверждения мирового соглашения. Если соглашение об урегулировании спора (конфликта) заключено на стадии исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение в суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или в суд, принявший указанный судебный акт. Право выбора установлено в целях создания удобства для сторон и обращения в суд, наиболее приближенный к месту их проживания. На стадии исполнения суду необходимо провести судебное заседание, и при наличии правовых оснований и отсутствия правовых запретов, утвердить соглашение. Партисипативная процедура, напротив, проводится без участия судьи путем проведения переговоров между сторонами при содействии урегулированию спора адвокатами обеих сторон. Обмен документами между сторонами осуществляется ими, их адвокатами без участия третьего независимого арбитра. Стороны предлагают варианты разрешения спора и представляют суду соглашение, заключенное в порядке партисипативной процедуры, подписанное сторонами и адвокатами. Одновременное изменение предмета или основания иска при этом не допускается. Содействие примирению сторон в соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности» является задачей адвокатов. Выступая в качестве представителя в суде, адвокат правомочен в соответствии с процессуальным законом проводить примирительные процедуры. Если примирительную процедуру проведет с одной стороны адвокат, а с другой стороны юрист (и представитель), назвав соглашение заключенным в порядке партисипативной процедуры, заключенное соглашение следует оценивать как мировое соглашение, поскольку одну сторону не будет представлять адвокат. Указанные обстоятельства не будут безусловным основанием для отмены определения суда в судах апелляционной или кассационной инстанции, поскольку соглашение добровольно подписано сторонами и их представителями. Соглашение, заключенное в порядке партисипативной процедуры предусматривает участие в нем не только сторон, но и адвокатов, по этой причине соглашение также должно быть ими подписано. Целью примирительных процедур является достижение такого варианта разрешения спора, который устраивает обе стороны; снижение уровня конфликтности сторон, с присущими принципами: добровольности, равноправия, независимости, недопустимости постороннего вмешательства (за исключением медиаторов и адвокатов), а, в необходимых случаях, и конфиденциальности. Согласно нормам АППК, примирение сторон допускается при наличии у ответчика (административного органа) административного усмотрения (ст. 120 АППК).
Осуществление принципа административного усмотрения заключается в том, что административный орган, должностное лицо обязаны осуществлять административное усмотрение в пределах, установленных законодательством РК (глава 2 АППК). Административное усмотрение – полномочие административного органа, должностного лица принимать в установленных законодательством РК целях и пределах одно из возможных решений на основании оценки их законности. В данном контексте понимание указанных норм АППК заключается в необходимости наличия компетенции государственного органа на принятие нескольких видов решении в административной процедуре, которые должны предусматриваться определенным законодательным актом РК. Суд, используя принцип активной роли судьи, а именно право судьи высказать свое предварительное правовое мнение по правовым обоснованиям, относящимся к фактическим и (или) юридическим сторонам административного дела, приводит стороны к мирному урегулированию спора, путем заключения медиативного соглашения. Медиация призвана дать как государственным органам, так и каждому гражданину возможность самостоятельно разрешать значимые проблемы без привлечения судебных органов. Государство проявило волю, делегировав такое право государственным органам и каждому члену казахстанского общества. Примирительные процедуры имеют ряд преимуществ перед судебным порядком разрешения споров, а именно: неформальная и гибкая процедура, экономия ресурсов сторон (время, денежные средства), содействия удовлетворению интересов обеих сторон, минимизация риска публичного оглашения спора, добровольное исполнение решения. Примирение сторон в суде особенно эффективно в тех случаях, когда необходимо восстановить или сохранить отношения между людьми, так как сохранение их взаимодействия является обоюдовыгодным фактом.
Айгуль АКПАНОВА,
судья Специализированного
межрайонного административного
суда города Астаны