Причем это не единственная находящаяся в декретном отпуске казахстанка, которая пожаловалась на подобную проблему. Но ситуация у всех одинаковая — отказано в выплате пособия из-за 42 500.
Ситуацию разъяснили в АО «Государственный фонд социального страхования» (ГФСС). Госорган напомнил, что выплата 42 500 тенге назначалась работникам субъектов малого и среднего бизнеса, которые находились в отпуске без сохранения заработной платы из-за ограничительных мероприятий, связанных с режимом ЧП.
«В форме заявления на выплату в период ЧП и карантина предусмотрена норма, что заявитель несет ответственность за предоставление ложных сведений о потере дохода в период ЧП и карантина. В период ЧП некоторые работники самостоятельно обращались за выплатой 42 500 тенге, хотя работали удаленно и получали доход от работодателя. При этом их работодатели об этом не знали. Соответственно, ответственность за предоставление ложных сведений о потере дохода несет заявитель, то есть работник», — напомнили в ГФСС.
Для назначения социальных выплат ГФСС имеет право проводить проверку. Для этого госоргану нужно определить средний доход женщины за последние 12 или 24 месяцев. На этом этапе и выясняется, как 42 500 повлияли на другие выплаты.
«В таких случаях выявляется, что в указанный период женщина получала доход и одновременно выплаты на период ЧП и карантина. В связи с этим для верного расчета пособия в связи с беременностью и родами и пособия в связи с уходом за ребенком до года необходимо осуществить добровольный возврат полученной выплаты 42 500 тенге из-за предоставления заявителем ложных сведений о нахождении в отпуске без сохранения заработной платы в период ЧП или карантина.
За назначением этих пособий можно обратиться в течение 12 календарных месяцев с даты возникновения права. Таким образом, работающие женщины в любом случае получат выплаты после предоставления соответствующих документов», — заявили в ГФСС.
Казахстанский адвокат Олег Чернов считает, что эта проблема образовалась из-за неправильной информационной политики государства.
«Когда был режим ЧП, в новостях объявили, что женщины в декрете могут получить пособие в 42 500 тенге. Велась неправильная информационная работа. Также была новость, что ни один казахстанец не понесет ответственности за получение 42 500. То есть говорите, что ответственности не будет, а теперь ссылаетесь на предоставление ложной информации. Могут пострадать и те, кто ошибочно подал заявление. Мы же понимаем, что в то время было сложно, но теперь такие последствия», — сказал он.
Адвокат считает, что необходимо разграничить две категории женщин, находящихся в декрете: тех, кто действительно потерял доход во время карантина и режима ЧП, в связи с чем получал 42 500, и тех, кто официально работал, но при этом получал карантинные выплаты.
«Здесь важно понять, лишили пособий до года тех декретниц, которые действительно потеряли доход в связи с карантином и режимом ЧП, или тех, кто официально был трудоустроен, вышел в декрет и параллельно получил 42 500 тенге.
К примеру, женщина ушла в декретный отпуск, какой-то период зарабатывала деньги, занимаясь мелким предпринимательством, а потом ввели режим ЧП и она лишилась этого дохода. Она получила 42 500 тенге, а теперь ее лишили пособия, в данном случае позиция ГФСС необоснованна. А если женщина не теряла дохода и при этом получила пособие — другое дело. Здесь важно разграничить две категории и рассматривать каждый случай индивидуально», — отметил Олег Чернов.
Напомним, в апреле 2020 года министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов объявил, что находящиеся в декрете могут подавать заявки на пособие в размере 42 500 тенге на время ЧП. Позже в Минтруда заявили, что все заявления на получение выплаты в 42 500 перепроверят на законность. Однако спустя пять дней последовало сообщение от ведомства, что ни один казахстанец не будет привлечен к ответственности за получение данных выплат.