Понятие «смягчающие обстоятельства» встречается во многих отраслях права, и не только в уголовном праве. Это свидетельствует о том, что институт смягчающих обстоятельств имеет свое место и значение при возложении на лицо какого-либо вида юридической ответственности.
В нормах действующего законодательства об административных правонарушениях закреплены факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые исключают или ограничивают, смягчают или отягчают административную ответственность, а также факторы и условия, являющиеся обстоятельствами, которые позволяют освободить правонарушителя от административной ответственности. Установленные законодателем обстоятельства, исключающие, смягчающие, отягчающие, ограничивающие и освобождающие от административной ответственности, являются особыми условиями применения мер административной ответственности. В правоприменительной практике суды часто сталкиваются с институтами административного права, которые носят оценочный, субъективный характер, так называемые особые условия применения мер административной ответственности. Исходя из этого при привлечении к административной ответственности зачастую встает вопрос о снижении размера административного наказания в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Так, в соответствии со ст. 56 Кодекса об административных правонарушениях, обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) раскаяние виновного, подразумевает справедливое осмысление индивидом своего деяния (то есть самого факта правонарушения), а также возникших последствий негативного характера, иными словами это личный анализ произошедшего правонарушения самим лицом, его совершившим. Важным аспектом при этом является добровольный характер оценки лицом своего проступка, раскаяние индивида, посредством физического или морального воздействия недопустимо и не является обстоятельством, смягчающим административную ответственность; 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда. Это означает, что индивид в полной мере осознал причиненный им вред или ущерб и готов принять ряд реальных мер по устранению последствий своего административного проступка или же на добровольной основе (не принудительно) возместить ущерб пострадавшему лицу или лицам. Возмещение может выступать как в полной мере, так и в части, что, безусловно, учитывается должностным лицом или судьей при назначении санкции правонарушителю; 3) совершение административного правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данная часть подразумевает, что в состоянии сильного душевного волнения индивид искаженно воспринимает реальность и не в состоянии адекватно анализировать сложившуюся ситуацию, и его действия кардинально отличаются от тех, которые он совершал бы будучи в адекватном состоянии. Данное обстоятельство принимается в качестве смягчающего исключительно в отношении вменяемых лиц. В ином случае административная ответственность исключается, и лицо подлежит лечению в специализированном учреждении; 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Это говорит о том, что данное лицо не в полной мере способно адекватно воспринимать содеянное и анализировать уровень социальной опасности, в соответствии с чем, законодатель принял решение учитывать несовершеннолетний возраст в качестве смягчающего обстоятельства; 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет. В данном случае принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком; 6) совершение административного правонарушения в результате физического или психического принуждения; 7) совершение административного правонарушения при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержании лица, совершившего противоправное посягательство, исполнении приказа или распоряжения; 8) совершение административного правонарушения впервые по неосторожности. Избирая меру наказания лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения, суд дает оценку общественной опасности содеянного и личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Обстоятельства, смягчающие ответственность, предусмотренные ст. 56 КоАП, входят в число критериев, которые учитывает суд при назначении административного наказания. Однако суд (судья), орган (должностное лицо), рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в части первой указанной статьи КоАП. Все обстоятельства, смягчающие ответственность должны быть доказаны. В случае беременности доказательством будет служить соответствующее медицинское заключение, для возмещения ущерба – документы, подтверждающие факт покупки, оплаты ремонта или расписка от потерпевшего об отсутствии претензий и возмещении вреда. Следует сказать, что на практике субъекты административной ответственности относят к таким обстоятельствам возраст правонарушителя, состояние здоровья, наличие инвалидности, положительное поведение в жизни общества, наличие на попечении правонарушителя больных лиц, а также престарелых членов семьи. Действующим КоАП могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Что свидетельствует о гибкости правовой системы и о том, что право в первую очередь предусмотрено для обычного человека, для корректной защиты его прав и свобод. На самом деле этот перечень обстоятельств не является исчерпывающим. Любой вид административной ответственности существует не сам по себе, а для определенной цели. Такая цель есть и у административного наказания: предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, то есть прежде всего – это профилактика. Законодатель не преследует цель наказать правонарушителя, а скорее, предупредить на будущее, в том числе через применение определенных мер административного наказания.

магистр права


