МАЖИЛИС ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН УТВЕРДИЛ ПРОЕКТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА 2026-2028 ГОДЫ. ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ДОКУМЕНТ ЗАФИКСИРОВАЛ СУЩЕСТВЕННЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ МЕЖДУ ЗАЯВЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ И РЕАЛЬНЫМ ФИНАНСОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ, ОСОБЕННО В ОТНОШЕНИИ ПОВЫШЕНИЯ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
В ходе обсуждения в Парламенте ряд вопросов вызвал анализ налоговой реформы, которая претерпела изменения после указаний Президента о моратории на повышение цен на топливо и тарифов ЖКХ. Эти корректировки поставили под сомнение способность реформы обеспечить запланированный объем налоговых сборов. Вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин назвал действия Правительства проявлением необходимой гибкости. – Я не считаю это откатом. Это постановление правительства – утверждение списка ОКЭДов. Мы в свое время специально это в законе не закрепляли, для того чтобы быть гибкими. Мы понаблюдаем за ситуацией, – уточнил спикер.
Серик Жумангарин пояснил, что запретительный список ОКЭДов (видов деятельности, не подпадающих под упрощенный режим), который изначально планировали расширить до 795 позиций, был сокращен до 44 видов деятельности. Министр подчеркнул, что ключевая мера – это запрет на вычеты. – Сам по себе запретительный список ОКЭД важен, но не играет существенную роль в данном случае. Более важную роль играет запрет на вычеты для субъектов, работающих на СНР по упрощенной декларации, – считает он. Отметим, что именно этот запрет на вычеты, предусмотренный п. 16 ст. 286 Налогового кодекса, вызвал вопросы у предпринимателей, которые запустили петицию на сайте ePetition, требуя пересмотра нормы. В свою очередь Серик Жумангарин не озвучил конкретные цифры потерь госбюджета от корректировки реформы. – Что касается потерь, то расчеты продолжаются. Разные расчеты предлагают, но я бы воздержался сейчас от того, чтобы называть цифры, – сообщил глава ведомства. Что касается напряженности с бизнесом, он охарактеризовал это как диалог. – Вы называете это социальной напряженностью, мы называем это диалогом, – заявил министр. Между тем министр финансов Мади Такиев, представляя бюджет на 2026-2028 годы, подчеркнул его соответствие новым методологическим требованиям. По его словам, документ подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом на основе прогноза социально-экономического развития до 2030 года, и это первый бюджет, сформированный в условиях действия нового Бюджетного кодекса, ориентированного на результат и эффективность. По его информации, поступления в 2026 году прогнозируются на уровне 23,1 трлн тенге. Доходы (без учета трансфертов), составляющие основную часть поступлений, запланированы в размере 19,2 трлн тенге. Мади Такиев отметил, что рост доходов на 3,6 трлн тенге ожидается за счет экономического роста, внедрения нового Налогового кодекса и улучшения налогового и таможенного администрирования. Общая сумма расходов бюджета на 2026 год установлена на значительно более высоком уровне – 27,8 трлн тенге. Вследствие превышения расходов над собственными доходами фактический дефицит бюджета составляет около 8,6 трлн тенге. Прогнозируемый дефицит установлен на уровне 2,5 процента к ВВП в 2026 году. Правительство планирует снизить этот показатель до 0,9 процента к ВВП к 2028 году. Закрытие дефицита будет осуществляться за счет гарантированного трансферта из Нацфонда и займов. Министр финансов также сообщил о перераспределении средств, отметив, что 30 млрд тенге направлены на развитие инфраструктурных проектов, а 1,4 трлн тенге перераспределено на приоритетные направления. На социальную сферу направляется 10,7 трлн тенге, из них 6,8 трлн тенге – это социальные выплаты. В ходе заседания противоречие возникло из-за требования депутатов о повышении МЗП с 85 до 110 тысяч тенге. Инициатива основана на новой методике, разработанной с учетом Конвенции №131 Международной организации труда, которую Казахстан недавно ратифицировал. – В связи с принятием новой методики определения минимальной заработной платы, разработанной с учетом рекомендаций Международной организации труда, Комитет по социально-культурному развитию считает необходимым пересмотреть размер минимальной заработной платы в сторону увеличения с 85 тысяч тенге до 110 тысяч тенге, – сказано в заключении к документу. Вице-министр финансов Ержан Биржанов подтвердил, что в действующем проекте бюджета средства на повышение МЗП не заложены. В свою очередь спикер Мажилиса Ерлан Кошанов в ходе рассмотрения бюджета потребовал от акиматов строгой финансовой дисциплины, чтобы дополнительные доходы регионов направлялись на завершение социальных проектов, а не на имиджевые стройки.
Линара САКТАГАНОВА г. Астана


