12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Безопасные дороги будущего

С РОСТОМ КОЛИЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ, СРЕДСТВ ЛИЧНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СИТУАЦИЯ НА ДОРОГАХ СТРАНЫ СТАЛА ВЫЗЫВАТЬ ОСОБУЮ ТРЕВОГУ ВВИДУ РЕЗКОГО РОСТА ДТП С ТРАГИЧЕСКИМ ИСХОДОМ. НЕОСТОРОЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ПЛОХИЕ ДОРОГИ, ОСОБЕННО В МЕГАПОЛИСАХ И БЕЗ ТОГО СТРАДАЮЩИХ ОТ ПРОБОК, АВАРИЙНОСТЬ – ДОСТИГЛИ КРИТИЧЕСКОЙ ЧЕРТЫ. КАКИЕ МЕРЫ НУЖНЫ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ СИТУАЦИИ?

Эти серьезные, жизненно важные вопросы стали предметом обсуждения на Международной научно-практической конференции на тему «Безопасная дорога для будущих поколений», организованной в Алматинской академии МВД РК им. М. Есбулатова совместно с Комитетом административной полиции МВД Республики Казахстан. Ведущие специалисты и эксперты, ученые, представители правоохранительных органов и организаций, которые ведут активную работу в области предотвращения дорожно-транспортных происшествий и повышения эффективности систем управления дорожным движением, обсудили настоящее состояние, причины, необходимые меры по внедрению современных подходов и технологий для обеспечения безопасной дороги. Об этом важном мероприятии, собравшем ведущих экспертов в сфере дорожной безопасности, представителей научных и образовательных учреждений, специалистов из Кыргызстана, Узбекистана, рассказала начальник кафедры административно-правовых дисциплин Алматинской академии МВД РК им. М. Есбулатова, к.ю.н., профессор, полковник полиции Тамара Коржумбаева, подчеркнув, что проблема безопасности на дорогах – это не только задача полиции, но и вызов обществу в целом, в связи с чем сегодня Алматинская академия стремится не только к подготовке профессиональных кадров, но и к научному осмыслению решений в сфере профилактики ДТП. – Значимость конференции в том, что она стала платформой для обсуждения эффективных моделей профилактики дорожно-транспортных происшествий, внедрения интеллектуальных транспортных решений и выработки стратегии «нулевой смертности» – Vision Zero, – отметила Т. Коржумбаева. О назревшей необходимости интеграции науки и законодательства, важности внедрения интеллектуальных транспортных систем говорили Баходир Тураев, представивший на конференции Узбекистан, и Таалайбек Маткеримов, заведующий кафедрой КырГТУ (Кыргызстан), рассказав о международных примерах применения датчиков, ИИ и облачных решений для мониторинга и управления дорожным движением. Представители стран-участниц поделились своим опытом в использовании дронов для мониторинга дорожной ситуации и выявления нарушений.

Такие технологии способны обеспечить более быстрый и эффективный контроль за обстановкой на дорогах. Кроме того, обсуждались перспективы создания интегрированных платформ, объединяющих данные о дорожном движении, условиях безопасности и состоянии инфраструктуры.

Концепция Vision Zero

Сегодня большие надежды возлагаются на концепцию Vision Zero, направленную на полное исключение смертельных исходов на дорогах. Это глобальная инициатива, задача которой – достижение нулевого уровня смертности и серьезных травм в дорожном движении, заложенная в Швеции еще в 1997 году. В ее основе – принцип первоочередной ценности жизни и здоровья людей и неприемлемости дорожных происшествий, идея создания государством безопасной городской среды, включая улучшение инфраструктуры, транспортных потоков и соблюдения правил дорожного движения, чтобы эти защитные механизмы реально действовали. Цели, которые преследовали разработчики Vision Zero – не только сокращение числа дорожных аварий, но и создание системы, в которой каждая деталь – от дизайна дорог до обучения водителей – работает на предотвращение несчастных случаев. Анализ данных статистики и причин дорожно-транспортных происшествий позволяет найти слабые места и направить на их устранение современные технологии, вовлекая в этот процесс от ответственных госорганов, транспортных компаний до представителей общества и граждан. И как свидетельствует практика, реализация концепции Vision Zero дала позитивный эффект в различных городах мира. Так, в Стокгольме, где она была внедрена более двух десятилетий назад, число смертей на дорогах значительно снизилось. Этот опыт улучшения дорожной безопасности переняли многие другие города – НьюЙорк, Лос-Анджелес и Торонто, где были разработаны программы, вдохновленные Vision Zero, по внедрению систем контроля и других умных подходов по улучшению уличной инфраструктуры, оснащению перекрестков светофорами, снижению скорости движения. В Германии Vision Zero играет ключевую роль в обеспечении безопасности на автодорогах: в 2018 году это было закреплено в коалиционном договоре Федеральных правящих партий. В немецком подходе к концепции Vision Zero наибольшее внимание уделяется «оценке и измеримости», примером чего является ежегодная статистическая работа, направленная на выявление городов с нулевой смертностью от ДТП. Выявляются также наиболее аварийные участки, ведется аудит безопасности новых планов инфраструктуры. В Республике Казахстан проводилось фрагментарное внедрение концепции, например, изменение скоростного режима по проспекту Аль-Фараби в г. Алматы, но было негативно встречено автомобилистами и довольно скоро возвращено к исходному состоянию. В Российской Федерации внедрение концепции протекает довольно медленно и неравномерно, местами носит декларативный характер. Конечно, вызовов и препятствий остается немало. Присутствует человеческий фактор – все еще существует эйфория скорости и фатализм по отношению к дорожно-транспортным происшествиям, на фоне которых идея достижения нулевого уровня смертности на дорогах становится уязвимой, в том числе с учетом появления разнообразия транспортных средств и факторов, влияющих на безопасность — от автомобилей до велосипедов и пешеходов. Но серьезной альтернативы концепции Vision Zero как амбициозной и всеобъемлющей стратегии по созданию безопасной среды для всех участников дорожного движения пока нет. Пройденный в ее рамках путь к нулевому уровню жертв в ДТП является сложным и требует постоянных усилий. Однако успехи, достигнутые на разных уровнях, показали, что изменение возможно. И Vision Zero можно рассматривать как стандарт, к которому надо стремиться, чтобы создать условия для безопасного и комфортного передвижения для всех граждан.

Поведенческие аспекты нарушений ПДД

Актуальную и весьма болезненную тему культуры и ответственного поведения участников движения затронул на конференции Арыстан Масанов, старший научный сотрудник КазНИИ БДД, представив доклад о поведенческих аспектах нарушений ПДД. Озвученные им данные подтверждают, что значительная доля ДТП вызвана именно субъективными факторами – усталостью водителя, неумением прогнозировать опасность и отсутствием культуры вождения. В рамках работы института реализуется модельный проект обучения в автошколах с учетом психофизиологических особенностей курсантов. Своим мнением относительно правовых аспектов обсуждаемой темы поделился Сабит Аманбаев, генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана. – Ощущается дефицит нормативных документов по реализации положений законов, связанных с безопасностью дорожного движения. Например, отсутствуют законодательные положения и нормативные акты по наличию классов БД и численности инспекторов БД, нормативные акты по системной проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет наличия у них систем медицинского осмотра водителей и технического состояния автомобилей, наличия тахографов на междугородных перевозках и так далее. Кроме того, отсутствуют нормативные документы (инструкции) по проверке автотранспортных средств и перевозчиков на постоянной, системной работе. Недостаточность нормативно правовой базы усиливается полным отсутствием контроля за исполнением требований законодательства. Ни инспекция транспортного контроля, ни местные исполнительные органы не имеют возможности осуществлять полноценный контроль за исполнением требований законодательства РК, в том числе и по безопасности перевозок. Участники конференции подчеркнули не менее важный аспект – работу с населением. Конференция акцентировала внимание на важности образовательных программ, направленных на повышение знаний граждан о правилах дорожного движения и безопасности на дорогах. Только совместными усилиями с обществом можно достичь заметного и устойчивого результата в снижении числа аварий. Необходимо налаживать и международное сотрудничество между различными государствами. Обмен опытом и знаниями, а также совместные инициативы могут значительно ускорить процесс достижения поставленных целей. Масштабные проблемы, такие, как безопасность на дорогах, требуют скоординированных действий на глобальном уровне. В рамках конференции участники обсудили также необходимость новых подходов в профилактике ДТП. Это временное сужение трасс в аварийно-опасных зонах; развитие системы скрытого контроля (дроны, камеры с ИИ); введение элементов цифрового моделирования ДТП в обучение водителей, а также интеграцию поведенческой психологии в ПДД. Особое внимание участники конференции уделили роли научно-методического обеспечения: была представлена серия докладов, отражающих данные эмпирических исследований по темам восприятия дорожных рисков, эффективности мер профилактики среди молодежи, а также разработке обучающих материалов для преподавания ПДД в учреждениях образования. В целом конференция в Алматинской академии МВД стала важной вехой на пути к созданию безопасных дорог будущего. Обсуждение современных проблем и поиск решений, а также внедрение новых технологий и образовательных программ – все это дает надежду на то, что будущие поколения смогут ездить по дорогам с уверенностью в их безопасности. Лишь совместными усилиями, объединяя технологии и человеческий фактор, возможно создать дорожную среду, свободную от страха и трагедий. Системы автоматизированного управления дорожным движением, использование искусственного интеллекта для анализа потоков автомобилей, разработка «умных» светофоров и адаптивных дорожных знаков — все это уже не фантастика, а реальность, требование времени. Конечная цель – жизнь и здоровье граждан стоят всех этих многосторонних усилий.

Акмарал АБДУЛОВА

Ауғанстаннан «Диуани Хикметтің» беймәлім қолжазбасы табылған

Ауғанстаннан табылған «Диуани Хикметтің» бұрын белгісіз қолжазбасы Қожа Ахмет...

«Қазақ халқының татуласу рәсімдері: дәстүр мен рухани үйлесімнің көрінісі»

Қазақ халқының ежелден келе жатқан рухани дүниетанымы мен өмір...

Мемлекеттік қызметшілердің Әдеп кодексі

Кейнгі көздері «адам өзгерді ме, заман өзгерді ме?» деген...