12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

БАР ДА ТАЙ ИЛИ СГИНЬ С МОИХ ГЛАЗ!

История пятая, о том, как зародилась идея барымты.

Когда некоторые мои соплеменники с умным видом, морща старческие лобики, говорят о национальной гордости, государственной идее, которая объединяет кочевников, то у меня, извините, начинает крутить в животе, будто выпил слабительное типа пургена. Какая к черту идея, когда древние кочевники гордились тем, что занимались своим делом! Какое там дело? Барымта по-тюркски, а по-русски – конокрадство. Исторически так сложилось, что бедный и донельзя затюканный постоянной нуждой далекий предок по-своему решал свои повседневные заботы. Целый день, как сайгак, носился по степи в поисках пищи. Думаете, что в каждой юрте голодранца ждал сладкий плов или горячий бешбармак?!! Да уж, раскатали губу. Под вечер возвращается бедолага домой, а у ворот покосившейся лачуги его ожидает вкусный бешбармак. Раскатали губу! Все не так! Приходит он домой, а у ворот байбише дражайшая с кучкой голодных и сопливых детишек. Байбише руки в боки и с порога: – Эй, байгус! Что-нибудь принес? И тебе не стыдно перед своими детьми? Байгус (бедняга) готов был провалиться сквозь землю от язвительных упреков своей дражайшей. Что он может принести, если никто не протягивает руку взаимопомощи. Бай при себе держит только своих родственников да батраков, которые за дневную похлебку готовы к любым унижениям. Поэтому, чтобы не видеть голодных глаз детей, униженный и оскорбленный муж уходит обратно в степь. Но так долго не может продолжаться. В такой ситуации мозг начинает лихорадочно работать примерно в русле русского интеллигента: что делать и кто виноват? Так как первый вопрос более важен, чем второй, степняк взывает к своим генам. Гены живо откликаются на вечный зов и подсказывают, в каком направлении следует копать. «А копать!» – подпрыгивает байгус от пронзившей мысли. Здесь начинается борьба вроде его внутреннего диалога. Копать надо копытами. Копыта? У меня нет лошади, но есть копыта… Мои босые ноги.. Как же с русского переводится «есть»? А-а… бар, бар! А что я тебе говорю?!! Мозгами дальше раскинь. Надо что-то предпринять, чтобы не умереть с голоду, а аульчанам сказать: у меня все есть (бар). Хорошо, допустим, пойду искать этот бар. И где же я найду? Ты, ген мой кленовый, что мне советуешь, чтобы я бар (питейное заведение) грабанул? Так меня под монастырь, или того закатают в бетон. Тьфу, в асфальт, нет, в навоз, после не отмоешься. Балбес! Говорю тебе «бар» – в смысле «иди», а потом тай – убегай! Стоп, насколько я понимаю кыргыз-кайсакский язык, то тай – это же стригунок. Ну теперь я, кажется, понял, что гены мне подсказывают…Чтобы угнал чужого коня?! Ну наконец-то, балда! – пустились в пляс довольные гены. Америку открыл! Тебе битый час информацию передаем, а ты упираешься, как тай, которого угоняют. Это и есть барымта (конокрадство), которое на протяжении веков сидит в жилах кочевника. Дел-то на копеечку: тихой ночью вышел на промысел и под покровом кромешной тьмы угнал дюжину лошадей. Чего не сделаешь с голодного брюха и ради голодных детишек. И степь поощряет такое занятие. Если, конечно, не попадешь в руки хозяина. Зато как обрадуются домочадцы, той закатят на всю округу! Вот вам и вся национальная идея кочевников. Как говорят, не пойман – не вор. С тех пор в степи повелось, когда байгус (бай-богатый, а кус-птица) с пустыми руками появляется на пороге юрты, то байбише говорит: «Бар да тай!» – «Иди и укради!» Есть и другой перевод этой фразы – «Сгинь с моих глаз!». Это говорит о том, что гены среди степняков у женщин более криминальны, нежели у мужчин. Поэтому когда мужчина идет на барымту, то в этом больше виновата байбише (жена).

Против природы, как говорят, не попрешь. И снова степняк понуро возвращается в степь в грустных думках: то ли ему заняться барымтой, то ли сгинуть с этого света. Так вот, когда государство начинает хиреть и чахнуть, то пропорционально растет воровство, конокрадство и казнокрадство. Чем больше число байгушей – тем сильнее проявляется идея барымты – конокрадства. И все эти проявления наши современники окрестили «коррупцией». От иностранного слова «короб». Но думаю, это тема уже для другого разговора.

Сая ИССА (продолжение следует).

Защита прав граждан – одно из приоритетных направлений

На Департамент Агентства РК по делам государственной службы по...

Түркістан туристік әлеуетін арттырмақ: нысандарды реставрациялау, кешкі экскурсиялар және жаңа әуе рейстері

Қазақстан Республикасы Премьер-министрінің орынбасары Ермек Көшербаев Түркістан облысына жасаған...

Сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес – қоғам дамуының кепілі

Сыбайлас жемқорлық – кез келген мемлекеттің дамуына кедергі келтіретін...

Учёба в КазНУ: сочетание традиций и инноваций

Это крепость знаний и мост к будущему. Это живая...

QS 2026: АБАЙ УНИВЕРСИТЕТІ –КӨШБАСШЫ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ УНИВЕРСИТЕТ

Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті QS Quacquarelli Symonds...