Объем внешнего долга Казахстана уже превышает 165 млрд долларов. Только за последний год долгов накопилось на 3 млрд долларов — это самый высокий показатель среди стран СНГ.
Эксперты утверждают, что долг Казахстана приблизился к критической отметке. По мнению аналитиков, обязательства по выплате долга в текущем году могут превысить национальные золотовалютные резервы. А это значит, что государству нечем гарантировать оплату образовавшейся задолженности. Между тем, в Министерстве национальной экономики утверждают, что повода для беспокойства нет. По данным ведомства, весь государственный долг, включая внешний, в Казахстане составляет не более 25% к ВВП, при этом 35-40% – это внешний долг.
Министр национальной экономики Алибек Куантыров назвал размер внешнего госдолга Казахстана «комфортным» и отметил, что ситуация находится под контролем. Экономисты в свою очередь уверены, что внешний долг необходимо сокращать. По данным Ассоциации финансистов, дефицит текущего счёта платёжного баланса в прошлом году сократился на 13%, что составляет порядка 800 млн долларов. Это произошло из-за двукратного увеличения профицита торгового баланса. Ведущий аналитик Ассоциации финансистов Зарина Скрипченко пояснила, что профицит торгового баланса возникает тогда, когда экспорт превышает импорт. — Мы в основном экспортируем нефть и другие минеральные ресурсы, а среди импортируемых товаров преобладают потребительские группы, то есть продовольствие, текстиль и т.д. Если мы хотим мы снизить импортозависимость, то нам нужно развивать внутреннее производство, — считает эксперт. Зарина Скрипченко сообщила, что казахстанский экспорт в прошлом году увеличился на 13 млрд долларов за счёт мирового роста цен на сырьё и металлы. Отмечается также незначительное увеличение импорта на 2,5 млрд долларов. — Импорт будет расти. Но примечательно, что в прошлом году темпы его роста снизились. Снижение импорта технологических услуг может говорить о том, что в стране подходят к концу или завершены какие-то крупные проекты и новые пока не начинаются, — рассказала аналитик Ассоциации финансистов. В прошлом году приток капитала в Казахстан составил почти 5,5 млрд долларов, что в 3 раза меньше чем за аналогичный период 2020 года. Это обусловлено увеличением оттока активов на 22,5 млрд долларов. Экономист Айдар Алимбаев отмечает, что внешний долг необходимо сокращать. — Какой построен завод или фабрика в результате этого долга? Мы ничего об этом не знаем. Ситуацию можно исправить. Для снижения внешнего долга нужны комплексные меры. Надо провести тщательный аудит каждого доллара из этих внешних долгов, — подчеркнул Айдар Алимбаев. Обеспокоенность экспертов вызывает, что цифра 165 млрд долларов — далеко не весь размер долга Казахстана перед иностранными государствами, а лишь небольшая его часть. Тем временем эксперты опасаются, что Министерством нацэкономики не учтены многомиллиардные долги квазигосударственного сектора, включая компании «Казмунайгаз», «Казактелеком» и «КТЖ». По мнению специалистов, финансовая деятельность квазигосударственных компаний давно вызывает сомнение и часто становится объектом обсуждения и критики в обществе. Директор Азиатского банка развития Нариман Маннапбеков такую критику со стороны депутатов и общественников считает вполне обоснованной.
— Как известно, государственный долг складывается из внешнего и внутреннего. Большая часть внешнего долга деноминирована в иностранной валюте, и его уровень зачастую вызывает обеспокоенность у общественности и парламентариев. Согласно статистике Национального банка, внешний долг государственного сектора составляет 21% к ВВП, при этом половина приходится на государственный и гарантированный государством долг. Между тем, около 60% внешнего долга приходится на межфирменную задолженность — это преимущественно кредиты транснациональных корпораций, предоставленные своим дочерним предприятиям в Казахстане. В свою очередь долг квазигосударственного сектора составляет чуть более 10% от ВВП, что является умеренно высоким показателем. В данном вопросе мы согласны с Главой государства, что долг госкомпаний должен снижаться, так как существенная его часть относительно дорогая, учитывая также и то, что соответствующие займы были привлечены на более короткие сроки, — отметил Нариман Маннапбеков. Для повышения качества управления внешним долгом, по его словам, необходимо увеличить прозрачность и подотчетность госорганов перед общественностью. Наряду с этим он отметил необходимость пересмотра стратегии внешнего заимствования в свете новой экономической политики.
— Считаем, что она должна быть доступна общественности в проектном виде и на основе консенсуса большинства принята к реализации. В ней должно учитываться большинство рисков, главными из которых в случае займов под госгарантию являются фискальные. Погашение следует осуществлять не только из бюджетных средств, но также за счет генерации доходов в результате привлеченных инвестиций, — добавил эксперт.
Линара САКТАГАНОВА