12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

Будем с фрахтом?

Недавно Президент РК Касым-Жомарт Токаев, принимая министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбека Ускенбаева, дал ряд поручений, в том числе, по привлечению инвестиций и созданию новых промышленных предприятий, повышению транспортного потенциала и увеличению объема транзитных перевозок через территорию Казахстана. Потенциал у Казахстана для индустриального развития очень значителен, одно из направлений — судостроение.

Сегодня Казахстан — единственная страна на Каспии, у которой нет собственных гражданских судостроительных и судоремонтных мощностей. Нелогично и неразумно для государства, которое активно развивает нефтедобычу на морском шельфе и стремится к участию в международном торговом транзите. Попытки решить этот вопрос предпринимались раньше: о строительстве судостроительного завода заявлялось в 2014 году, затем в 2018-м. Но до сих пор завода нет. Хотя необходимость в нем очевидна — расширение проекта по нефтедобыче на Кашагане, по прогнозам, увеличит количество судов до более чем 500 единиц. Будут ли сотни миллионов долларов за их строительство и ремонт оставаться в Казахстане или «уплывать» в соседние страны? И вот в Актау вновь заговорили о строительстве такого завода поблизости от столицы региона. Предполагается, что заработает он уже в 2025 году, сможет производить, в соответствии с международными стандартами, ремонт порядка десяти судов тоннажем 2000 регистровых тонн в год и строить один-два корабля в течение двух лет. Очень крупным предприятием завод не назвать, но это первый шаг, спрос на такие услуги большой, расширяться есть куда. И двести рабочих мест, которые планируется создать, для Мангистауского региона серьезная цифра. Здесь создание новых производств важно вдвойне — ряд старых нефтяных месторождений близко к исчерпанию, и людям, которые трудятся на них, уже в обозримой перспективе нужно будет искать, где работать.
Кроме растущего рынка на услуги такого предприятия, в Казахстане есть очень многое из того, что необходимо для его запуска. Есть собственная черная и цветная металлургия, есть инженерные кадры и готовящие их вузы, хотя нельзя не упомянуть проблему их качества. Наверное, можно будет использовать и опыт уральских судостроителей. Нет в Казахстане производства судовых двигателей и навигационного оборудования, но вряд ли они нужны —
все-таки объем строительных работ будет объективно ограничен, Каспий — это не открытое море. Из неспецифически корабельной «начинки» немало чего в Казахстане делают: кабели, подшипники, трансформаторы. Кстати, судостроение повысит спрос на все это, загрузив производителей, — тоже вклад в увеличение рабочих мест. Если проект будет работать стабильно, расширяться, то можно предположить, что это запустит открытие каких-то новых производств и в регионе. Что это не фантазии, показывает пример ряда пусть небольших, но вполне эффективных заводов, производящих оборудование для нефтедобывающей сферы, открытых на западе страны в последние годы.
Появление собственного торгового флота важно и потому, что это увеличит привлекательность торговых маршрутов, которые проходят или могут проходить по территории Казахстана. Например, грузоперевозкам из Китая в Иран и Турцию и дальше на Ближний Восток или в обратном направлении, или из Узбекистана по этой же схеме. Потенциально очень перспективным может стать так называемый южный маршрут, то есть грузопотоки между странами Юго-Восточной Азии и Северной Европой через Иран, Каспий и Россию. Это позволяет заметно сократить протяженность нынешних торговых путей. Одно время даже существовал проект строительства канала по территории Ирана от Каспийского моря до Персидского залива. Тогда Юго-Восточная Азия и Северная Европа были бы связаны сплошной водной магистралью, с учетом Единой глубоководной системы Европейской части России (ЕГТС). И в центре этой огромной магистрали лежит Казахстан. К сожалению, из-за геополитических проблем вокруг Ирана этот проект так и остается нереализованным, но такие идеи рано или поздно находят свое воплощение, как показывает история Суэцкого и Панамского каналов. И Казахстан должен быть к этому готов, чтобы получить достойную долю в международных перевозках.

Антон РОМОВ

ЕГІС НАУҚАНЫНА ДАЙЫНДЫҚ ҚАЛАЙ?

Биыл Ақмола облысының егіншілері былтырғы қуаңшылықтан соң тұқым қорының аздығына алаңдаған еді. Бірақ Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың тапсырмасынан кейін бұл мәселе оң шешімін тапқандай.

ҚҰМАР ОЙЫНҒА ТӘУЕЛДІЛЕР 400 МЫҢҒА ЖЕТТІ

Құмар ойындары қоғамның дертіне айналды. Тура мағынасында да, ауыспалы мағынасында да осылай демеске шара жоқ. Медицинада лудомания патологиялық өзгеріс ретінде анықталып, ем тағайындалатын болды. Біздің елімізде бұл дерттің құрығына түскендер саны 400 мыңға жетіпті.

Жаңбыр және жел: бүгін ауа райы қандай болады?

Синоптиктер 26 сәуірде Қазақстан аумағындағы синоптикалық жағдай мен қауіпті ауа райы құбылыстарының болжамын ұсынды.

Тоқаев су тасқыны жағдайына байланысты маңызды мәлімдеме жасады

Президент Қасым-Жомарт Тоқаев Қазақстандағы су тасқыны жағдайына байланысты маңызды мәлімдеме жасады.

Ең бастысы, адам өмірін барынша сақтап қалдық — Тоқаев су тасқыны туралы

Қазақстан халқы Ассамблеясының ХХХІІІ сессиясында сөйлеген сөзінде Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев су тасқынына тап болған қазақстандықтар тағы да бірлік пен ынтымақ рухын көрсеткенін атап өтті.