ПРОБЛЕМА ПОХИЩЕНИЯ НЕВЕСТ, ИЛИ, КАК ЕЕ НАЗЫВАЮТ В НАРОДЕ, «АЛЫП ҚАШУ» В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВНОВЬ ОКАЗАЛАСЬ В ЦЕНТРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. НЕСМОТРЯ НА ЯКОБЫ ТРАДИЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР, ТАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ДАВНО ВЫШЛИ ЗА РАМКИ ОБЫЧАЕВ И ПРИОБРЕЛИ ФОРМУ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
С 16 сентября 2025 года в Казахстане вступили в силу изменения в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность за принуждение к вступлению в брак. Эта законодательная инициатива направлена на усиление защиты прав граждан и борьбу с насильственными браками, в том числе так называемым «похищением невест». Речь идет о случаях, когда человека похищают или принуждают вступить в брак, будь то физическое насилие, психологическое давление или угрозы. Ранее подобные дела часто не доходили до суда, если жертву отпускали, формально состава преступления не было. Теперь это исключено. Даже если человека освободили добровольно, дело все равно должно дойти до суда. По официальным данным, за последние пять лет в стране было зарегистрировано 257 уголовных дел, связанных с похищением женщин с целью женитьбы. Однако до 95 процентов из них были закрыты, как раз из-за отсутствия четкой правовой квалификации. Эксперты считают такой шаг очень важным и прямо называют похищение женщин распространенной практикой, особенно в южных регионах страны, где социальное и культурное давление остается высоким. Социологи и юристы подтверждают, что большинство случаев остаются вне поля зрения правоохранительных органов. Причины все те же – страх перед общественным осуждением, стигматизация, семейное давление, особенно в регионах, где «ұят» до сих пор весомее закона. До внесения изменений в Уголовный кодекс, даже при наличии заявлений, дела часто прекращались, не хватало правовой базы. Судебная практика была слабой, а формулировки расплывчатыми. Как измерить социальное давление? Как доказать принуждение? Где грань между «по обоюдному согласию» и «под нажимом»? Эти вопросы оставались без ответов. Хотя южные области традиционно лидируют по числу таких случаев, инциденты фиксируются и в крупных городах, включая Алматы, Астану и Шымкент. Так, по мнению экспертов, речь идет о системной проблеме, а не региональной особенности. По мнению правозащитников, ст. 125-1 может сыграть превентивную роль, не только наказывать, но и предотвращать такие преступления. Впрочем, сам закон – только первый шаг. Как подчеркивают юристы, необходима единая судебная практика, подготовка полицейских и судей и обеспечение безопасных и анонимных механизмов подачи заявлений, а также предоставление психологической, юридической и социальной помощи. Наряду с этим важным видится вопрос образования и просвещения, поскольку без изменения общественного мнения и разрушения мифов о традиционности «алып қашу» мало что изменится. Юристы считают, что одного закона недостаточно, если не будет реальных кейсов, внятной практики и доверия пострадавших к системе. Тем не менее, по их словам, введение ст. 125-1 – важный прецедент. Государство впервые на уровне закона четко называет преступлением то, что долгое время считалось обычаем.
Линара САКТАГАНОВА г. Астана