Как известно, наше государство придает огромное значение совершенствованию сферы школьного образования, развитию казахстанской науки, реформе казахского языка, а также повышению престижа профессии педагога.
На одном из выступлений перед депутатами (март, 2022 г.) Глава государства подчеркнул: «Безусловным приоритетом для страны является повышение доступа к качественному образованию. Это важнейший фактор развития всего общества. Как бы мы не обеспечивали школы материально, без хороших учителей поднять качество образования невозможно». В этом плане Правительством принята Концепция развития образования на 2022–2026 годы, которая содержит целый ряд мероприятий по комплексному улучшению качества образования. Также разработан и реализуется национальный проект «Качественное образование «Образованная нация». Проект состоит из пяти основных задач, 15 показателей и 26 мероприятий, которые будут осуществлены в течение 2021 – 2025 годов. Думается, что стоит перечислить эти задачи:
1. Обеспечение доступности и качества дошкольного воспитания и обучения.
2. Повышение качества среднего образования: сокращение разрыва в качестве обучения между регионами, городскими и сельскими школами Казахстана (PISA).
3. Обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой.
4. Обеспечение доступным и качественным техническим и профессиональным образованием.
5. Повышение конкурентоспособности казахстанских вузов. Остановимся лишь на одной из этих задач. Поговорим об обеспечении школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой. Для сокращения дефицита и перехода к одно- и двухсменным школам Нацпроектом к 2025 году запланировано строительство тысячи школ. В результате ожидается ликвидация трехсменных и сокращение доли аварийных школ до 0,1 процента. В рамках цифровизации учебного процесса будет реализован ряд проектов: «Цифровой учитель», преподавание отдельных предметов в малокомплектных школах онлайн и автономные цифровые учебники (мобильное приложение). По поручению Главы государства К.-Ж. Токаева разрабатывается Национальный проект «Комфортная школа», который предусматривает введение в эксплуатацию школ нового формата для 842 тысяч учащихся до 2025 года. Концептуальными отличиями новых комфортных школ станут соблюдение единого стандарта строительства, повышенные меры безопасности детей, полное оснащение предметными кабинетами и лабораториями, наличие раздельных учебных блоков и спортивных залов для учащихся 1-4 классов и учащихся 5-11 классов, необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями и многое другое. 28 сентября 2022 года на очередном заседании Высшего совета по реформам Глава государства КасымЖомарт Токаев поддержал предложение правительства об определении единого заказчика по строительству школ в лице АО «Samruk-Kazyna Construction» в рамках реализации национального пилотного проекта «Комфортная школа». Надо сказать, что Правительство приняло меры для осуществления амбициозной задачи. По Нацпроекту предполагается построить 401 новую школу по всему Казахстану до конца 2025 года. К примеру, из 226 школ, строительство которых началось в 2023 году, по 221 школе земельные участки уже определены местными исполнительными органами. По пяти участкам еще ведутся подготовительные работы. Об этом говорилось на специальном заседании Правительства с участием Премьер-Министра, где предметно обсуждались вопросы подготовки строительства школ в регионах. Во всех школах по единому стандарту максимально будут созданы удобства и комфортные условия для учащихся, как в городах, так и в самых удаленных сельских населенных пунктах. Для развития малокомплектных учебных заведений внедряются проекты «Мобильный учитель», «Шефство сильных школ над школами с низкой результативностью» и «Қамқор жанұя». Это позволит создать более 800 тысяч современных ученических мест и полностью отменить третьи смены. Школы будут построены как в городах, так и в удаленных населенных пунктах во всех регионах Казахстана. Общий бюджет проекта – 2,6 триллиона тенге. Если оценивать расходы на проектирование в масштабах реализации национального проекта «Комфортная школа», то в сравнении с единовременным проектированием типовое проектирование позволит сэкономить около 55 процентов денежных средств. Кроме того, продолжится работа по цифровизации услуг в образовании, устранению нехватки ученических мест, поддержке детей с особыми образовательными потребностями, внедрению новых факультативных предметов и открытию дополнительных секций в школах, развитию технического и профессионального образования.
Аскар ЖОМАРТ