12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ЖИЗНЬ БЕЗ ГРАНИЦ

В Казахстане активно идет процесс имплементации норм Конвенции о правах инвалидов, направленной на ликвидацию дискриминации по отношению к людям с инвалидностью, обеспечению права на труд, здравоохранение, образование и полное участие в жизни общества, доступа к правосудию, личной неприкосновенности, свободы от эксплуатации и злоупотреблений, свободы передвижения, индивидуальной мобильности и других прав.

Безвременно ушедший за месяц до своего 43-летия правозащитник, возглавлявший Комиссию по правам людей с ограниченными возможностями имени К. Иманалиева Вениамин Алаев рассказывал, что для крупнейшего мегаполиса страны разрабатывается План развития города, где указаны цели до 2025 и даже до 2030 года. Важно, что к работе над планом были привлечены эксперты из числа людей с инвалидностью, активисты из гражданского общества. Получилось 11 пунктов Плана развития для формирования доступной среды для всех. При этом, одной из важнейших задач этого Плана было решение вопросов, связанных с инклюзивным образованием, чтобы до 2030 года инклюзивная образовательная среда была в 100 процентах школ города. Также этот документ предусматривает повышение квалификации учителей, которые непосредственно взаимодействуют с учениками, имеющими ту или иную инвалидность. «Это очень важный аспект, потому что все мы родом из детства, и грустно видеть, когда взрослый встречается с человеком с инвалидностью, он не знает, как с ним общаться. Значит, у него не было раннего соответствующего опыта. А, зная это с детства, как учиться, дружить – будет и понимание того, как подать информацию и работать сообща. Эти знания и навыки мы хотим дать учителям, которые впоследствии будут работать по международным стандартам (в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конвенцией о правах людей с инвалидностью, Законом «Об образовании»)», – говорил Вениамин Алаев. Он не раз напоминал о том, что учителя должны владеть разными форматами подачи информации, удобными для учеников с тем или иным видом инвалидности. Это уже существующий опыт США и стран Европы, где в университетах есть центры поддержки людей с инвалидностью. Например, в университете штата Миннесота более сотни сотрудников, которые непосредственно работают со студентами, имеющими инвалидность. Также очень важной задачей является трудоустройство людей с инвалидностью. Вениамин Алаев считал, что нужна ежегодная поддержка 50 социальных предпринимателей и стартапов, реализуемых горожанами с инвалидностью, тогда и будет улучшение ситуации с трудоустройством. Кстати, в рамках Плана развития г. Алматы уже предусмотрена поддержка работодателей, принимающих к себе людей с особенностями здоровья. Как правило, люди с инвалидностью работают у своих: у родни, в специальных профильных организациях, где предусмотрены для них рабочие места. «Мы сейчас хотим поддержать тех, скажем, представителей бизнеса, которые готовы принимать и работать с людьми с инвалидностью в своих компаниях. Еще важно помнить, что люди с инвалидностью, как правило, не имеют высшего образования, соответственно, нет образования – нет достойной работы. Кроме того, есть люди, которые по состоянию здоровья не могут работать и живут на 60 тысяч тенге пособия. Общественный транспорт малодоступен, точнее люди, работающие в этой сфере, не исполняют своих функций: не откидывают пандус, отключают звуковое сопровождение. И чем дальше от центра, тем ситуация усугубляется. В регионах, особенно в отдаленных городках и поселках, люди зачастую практически не имеют понятия о своих правах, и о том, как они сиюминутно нарушаются», – с горечью говорил Вениамин Алаев. Для изменения ситуации государству необходимо больше вкладываться в образование людей с ограниченными возможностями. Кстати, в КИМЭП и некоторых других университетах уже созданы условия для обучения, подается информация в удобном формате, применяются аудиозаписи или сурдопереводы, не говоря уже о пандусах, специально оборудованных туалетах и доступе в аудитории для студентов-колясочников. Ведь именно уровень доступности к образованию – основа для дальнейшего трудоустройства. Поэтому необходимо развивать центры поддержки студентов с ограниченными возможностями, обеспечивая неразрывность этой цепочки: доступ к качественному образованию и здравоохранению – трудоустройство – жизнь в инклюзивном и безбарьерном обществе.

Дина АМИРОВА

ҚАЖ қызметкерлері сотталғандарды бостандыққа бейімдеу жұмыстарын атқаруда

Алматы қаласы, Алматы және Жетісу облыстары бойынша ҚАЖ Департаменті...

Тәлімгерлер мен олардың жас қызметкерлері Невзоровтар отбасылық бейнелеу өнері мұражайында болды

Абай облысында «Халықаралық мұражай күні» қарсаңында сіздігі аралас мекемеде...