12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Формирование и развитие национальной экономики определяется историческими, политическими, социальными и, несомненно, экономическими особенностями самого государства. В условиях интеграции и глобализации мировых отношений на развитие национальных экономик огромное влияние оказывает и финансовый сектор.

О важности развития финансового сектора и влияния на экономику нам рассказал Нурлан НУРСЕИТ, экономист, д.э.н., профессор Казахстанско-немецкого университета:

– Концепция развития финансового сектора РК до 2030 года получилась сыроватой и всеядной. В ней отсутствует главная цель, поэтому эффективность ее реализации будет, скорее всего, не очень высокой. Она позволит через некоторое время отчитаться чиновникам о достигнутых результатах, но общество и экономика страны от этого больших выгод не получат. В настоящем виде Концепция больше представляет собой набор разных методов и способов развития финансового сектора, выдернутых из разных источников, чем единый слаженный документ, который имеет четкую ключевую цель и дает действенные подходы к ее реализации. Конечно, многие из предложенных мер интересны и полезны по отдельности. Однако между ними нет четкой взаимосвязи, что превращало бы их в нечто большое, чем набор разных мер. По всей видимости, это связано с тем, чего сами разработчики не до конца понимали, что от них хотят. Да, у них была установка сделать концепцию развития финансового рынка, но не было ясного и четкого понимания, как это сделать. Поэтому они, скорее всего, руководствовались принципом, что целое есть совокупность отдельных частей. И если все части сами по себе хороши, то и целое будет прекрасным. Но это не всегда так. На наш взгляд, в Концепции должна была быть главная цель, проходящая лейтмотивом через весь документ, а остальные цели и задачи должны были развивать и усиливать ее. В представленном документе этого нет, что резко снижает его практическую ценность. Хотя он громко называется Концепцией, но по факту он ею не является. Это скорее набор разных мер, объединенных только общим названием. На наш взгляд, Концепция должна иметь ключевую цель. В современных условиях данной целью для нашей страны могло бы стать повышение роли финансового сектора в развитии экономики. Рост его должен измеряться совокупной долей кредитования, страхования, фондового рынка в ВВП. Остальные цели должны быть ориентированы на ее достижение, а не быть сами по себе. Что касается проблем развития финансового сектора экономики, то по-настоящему ключевых проблем несколько. Первая проблема – это отсутствие механизма, который бы снабжал ключевые отрасли экономики дешевыми кредитными ресурсами. Этот механизм, который создал японское, корейское и китайское экономическое чудо. У нас данный механизм не работает и ограниченные финансовые ресурсы страны неэффективно распыляются между многочисленными мелкими проектами, которые не дают мультипликативный эффект для экономики страны. Это связно с тем, что образно мы стремимся надеть кафтан с плеча развитых стран, где финансовые рынки развиты, граждане богаты и не стоит задача догоняющего роста. Поэтому данный кафтан нам совершенно не подходит, он сшит не для нас, но, руководствуясь ложным принципом престижа, наше Правительство хочет надеть его на нас. На самом деле нам для ускорения своего развития нужен совершенно другой кафтан, который подходит развивающимся странам с ограниченными финансовыми ресурсами, которые хотят быстро догнать развитые страны. Поэтому здесь инструменты должны быть совершенно другими. Но наши руководители этого не осознают. Поэтому государственная политика в данной области является крайне неэффективной. Мы фактически бездарно и безумно растрачиваем ценные и ограниченные финансовые ресурсы на множество мелких проектов вместо того, чтобы заниматься реализацией действительно стоящих крупных стратегических проектов, от которых будут напрямую зависеть перспективы будущего развития экономики нашей страны. Вторая проблема, которая тормозит развитие бизнеса – это высокие процентные ставки по кредитам, которые не дают развиваться бизнесу и загоняют их в долговую кабалу. Нынешние кредиты под 15-20 процентов не дают бизнесу не только развиваться, но и даже поднять голову, и ведут его прямой дорогой к банкротству. А потом наши чиновники наивно удивляются, почему у нас 40 процентов бизнеса убыточно, так что некому давать кредиты? Как такое могло случиться? Здесь, кончено, застрельщиком является Нацбанк, который боясь инфляции, непомерно задирает ставки рефинансирования, что приводит к росту стоимости кредитования бизнеса в финансовом секторе страны. Такая политика, конечно, является не очень дальновидной. Это просто калька с политики развитых стран, которые ее используют. Но, извините, мы не относимся к развитым странам. И нас Всемирный банк хочет отнести к бедным странам, так как уровень жизни населения за последние годы снизился. Кто-то скажет другого решения здесь нет, так как все решает рынок. Если ставки высокие, значит спрос на кредитные ресурсы превышает их предложение. Но я скажу – есть. И решение – это создание дешевых кредитных каналов для финансирования ключевых стратегических проектов по низким ставкам. А ресурсами могут быть пенсионные активы ГНПФ, которые следует пустить на реализацию ключевых национальных проектов под гарантии Правительства. При этом, эти ресурсы должны распределяться не через коммерческие банки, а через региональные филиалы государственного Банка развития. В настоящее время он используется в холостую и, по сути, ничем не отличается от других коммерческих банков. Что касается нестратегических проектов, то ставки кредитов для них должны быть рыночными и распределяться через обычные коммерческие банки. Третья проблема – это то, что современные финансовые институты не учитывают в полной мере финансовое состояние заемщика которое может изменяться под влиянием экономической конъюнктуры в лучшую или худшую сторону. Почему это важно? Допустим, вы взяли кредит в банке в сумме десяти тысяч долларов на пять лет. Когда вы его брали, ваша зарплата была, предположим, 500 долларов в месяц, и вы его легко выплачивали. Но через два года наступил финансовый кризис, и ваша зарплата в долларовом эквиваленте снизилась в два раза. Что произошло с вашими обязательствами по кредиту? Они остались прежними, хотя ваше финансовое состояние значительно ухудшилось. Негибкость действующей финансовой системы приводит к тому, что люди в лучшем случае испытывают стресс, а в худшем – начинают допускать просрочки по кредитам или вовсе перестают платить по своим обязательствам. В этом отношении предпочтительнее исламские финансы, где такой проблемы не возникает по определению. Здесь банк не дает заемщику кредит, а приобретает долю в его бизнесе. Поэтому, когда конъюнктура ухудшается, банк меньше получает от бизнеса заемщика, а когда ситуация в экономике улучшается, доходы банка от бизнеса заемщика соответственно растут. Это более справедливый механизм, который учитывает финансовые возможности заемщика. Поэтому в исламских странах практически нет безнадежных кредитов. Однако, исламское финансирование не для всех приемлемо, так как оно ведется по принципам шариата, и совет мулл должен одобрить каждую сделку. Мы предлагаем, использовать механизм исламского финансирования, но без его религиозной окраски. То есть создать механизм банкинга на основе механизма софинансирования как в исламских финансах, а не кредитования в традиционных финансах. Но целесообразно исключить название исламский из названия финансов, и отказаться от совета мулл, заменив их советом кредиторов. Кроме того, чтобы предотвратить быстрый рост кредитного бремени, предлагаем финансировать проекты не под сложную банковскую ставку, что является традиционной практикой современных банков и причиной быстрого ухудшения финансового состояния заемщика, а под простую ставку процента. Это улучшит условия кредитования для бизнеса, увеличит спрос на финансирование со стороны бизнеса, и, по сути, станет своего рода революцией в банковском деле. За счет этого казахстанский бизнес получит очень благоприятные условия финансирования без всяких дотаций и помощи со стороны государства, а экономика нашей страны получит мощный финансовый импульс к быстрому развитию.

Подготовил Ришат МАХСУТОВ

Традиции и обычаи нашей земли

Шымкент – это один из крупнейших и наиболее развитых...

Все для комфортной жизни

Открытие четырех новых домов культуры в жилых массивах Кайнарбулак,...

Сохранить общенациональное согласие

Наша страна является приверженцем мирной многовекторной стратегии, которая осуществляется...

Ориентир на интересы граждан

В нашей стране созданы и продолжают создаваться все необходимые...

Задача – вершить правосудие

Судья – юрист высшей квалификации, наделенный правом вершить правосудие....