Система образования в Республике Казахстан развивается с момента обретения независимости. В последние годы, в целях повышения качества подготовки специалистов, государством был принят ориентир на сокращение числа вузов и усиление квалификационных требований к лицензированию высших учебных заведений. Первостепенной задачей нашей страны остается обеспечение всех граждан доступным и качественным образованием. Правительство прилагает значительные усилия для повышения уровня знаний нового поколения, его способности быстро адаптироваться в изменяющемся мире и поднимать экономику страны. Так, за годы независимости сформирована национальная модель образования, направленная на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности, общества и государства. О том, как сегодня обстоят дела с развитием образования в нашей стране корреспонденту «ЮГ» рассказал доктор юридических наук, академик Национальной юридической академии, профессор кафедры «Право» Казахского национального аграрного исследовательского университета Шаймардан ШАРИПОВ.
– Шаймардан Махаметович, всем известно, что унаследованная от СССР система образования в Казахстане находилась на этапе переходного периода, поскольку подвергалась небольшим коррекциям. Как вы думаете, какую роль это сыграло на отечественной системе образования?
– Сфера образования, которая досталась нашей стране от советского прошлого до 2000-х годов сохранила свое существование в некотором роде. Наиболее серьезные реформы произошли уже после 2000-х годов, когда была подписана Болонская Хартия вначале в высшей школе, а затем на нижних уровнях образовательной сферы. Также многие реформы связаны с переходом на рыночную экономику. В связи с этим, был дан старт частной образовательной деятельности. Вся цепь образования, как было отмечено выше, начиная от дошкольного и заканчивая высшими учебными заведениями в той или иной степени подвергалась серьезным реформам. Эти реформы осуществлялись в рамках государственных программ. В этот процесс включается и законодательное регулирование, соответственно, были приняты новые законы об образовании. В рамках развития образовательной сферы руководством страны были учреждены соответствующие уполномоченные государственные (контролирующие) органы, поскольку был необходим контроль за качеством образования. По ходу реформ сферы образования при всех имеющихся от них достижениях мы все же утратили былую универсальную его сущность, практически на всех уровнях, придавая большее значение профильной практичной стороне обучения, тем самым выхолащивая, как было уже сказано, универсальную его обогащенность. С учетом нашей ментальности и готовности к этим обновлениям, не все «прелести» кредитной технологии (Болонской Хартии) должны быть заимствованы у европейцев. Например, студент первого курса, переступая порог университета должен выбирать предметы для своего обучения, так называемых элективных дисциплин, идущих после обязательных. Такое право должно, на мой взгляд, быть предоставлено на выпускном курсе, магистратуре, докторантуре, когда обучающийся, имея за плечами бакалавриат, а также четкое представление о своей будущей профессии, ее направлении, может выбрать необходимый пакет элективных дисциплин. – Мы знаем, что у нас есть определенные проблемы касательно автономности вузов. Насколько данная проблема актуальна? – В моей практике был случай, когда председатель одной из коллегий адвокатов предъявлял чуть ли не претензию по случаю обнаружения у одного кандидата, поступающего в коллегию, отсутствия предмета «адвокатура». Об автономности вузов говорить еще рано. Академическая свобода пока еще не полностью предоставлена вузам. Профильным министерством ведомственные нормативы не всегда предоставляются, вследствие чего в академической свободе имеют место перегибы. Распределение педагогической нагрузки в год на сегодняшний день составляет для степенных ППС – 680 часов против 540 для не остепененных, тогда как уравниловка по ставкам тарифов остается неизменной.
– Что вы думаете относительно подготовки научных кадров PһD докторов в Казахстане, нам есть, что менять?
– Можно сказать, что нынешнее положение подготовки научных кадров (PһD докторов) находится в очень плачевном состоянии, вследствие чрезмерного повышения требований к докторской диссертации (подготовке ее защиты). В результате мы видим, что образовался большой разрыв между табулированной ученой средой и PһD-докторами – их количество ничтожно мало. При таких условиях, полагаю необходимым введение параллельно к PһD-докторантуре новых форм присуждения ученых степеней: первое – по трудам соискателя, второе – в форме доклада научного труда (монографии и др.) Аналогично обстоит дело и с присвоением ученых званий. Во-первых, излишние барьеры, привязка к Scopus-изданиям тоже лишают многих ученых, имеющих серьезные научные достижения и труды, возможности получить заветное ученое звание ассоциированного профессора и просто профессора. Имеется твердая тенденция концентрации науки и образования в одних руках. На практике национальных вузов данная тенденция реализовывается с присвоением статуса «исследовательский». Насколько оправдана постановка этой «двуединой» задачи, ведь не со всеми принципами рынка согласуются принципы науки, в особенности фундаментальные отрасли науки? Во-вторых, возникает еще один вопрос: не приведет ли все это к ослаблению образовательной системы вследствие взваливания на одни плечи такой большой нагрузки? Я думаю, что образовательная деятельность, несомненно, ослабнет. Да, вуз должен заниматься и наукой, но только в части развития и усовершенствования учебно-методических составляющих и подготовки научных кадров (через магистратуру и PһD-докторантуру).
– Как вы оцениваете нынешнее положение Национальной академии наук?
– Положение Национальной Академии Наук РК до сих пор находится в подвешенном состоянии. Следует отметить, что любое администрирование науки и образования имеет обратный эффект. Науке требуется координирование. Таковой должна и быть НАН РК, со статусом казенного учреждения, со своей бюджетной статьей в Бюджетном кодексе РК. При НАН РК должны функционировать исследовательские подразделения (институты, научные центры). Одним из достижений на пути развития отечественного образования было законодательное закрепление статуса учителя. Однако при этом положение преподавателя средне специального и высшего образовательного учреждения осталось за бортом. Их статус должен быть охвачен одним законом, так как определение их правового статуса придаст огромное значение высокому понятию «Ұстаз» как в плане воспитательном, так и духовном. В свою очередь, такой статус повысит ответственность самих преподавателей. Кроме этого, отдельное законодательное регулирование получат вопросы правовой и социальной защищенности преподавателя. В целях усиления конкурентности и соревновательного характера, необходимо уполномоченному органу проводить соответствующую работу (конкурсы по стране и отдельно взятым регионам), соразмерному ранжированию морального и материального стимулирования по типу «лучшие из лучших» (выигрыш грантов; поддержка связи с иностранными вузами; выделение повышенных (именных) стипендий, распространение передового, лучшего опыта и т.д.), что будет благоприятствовать как на рынке труда, так и на дальнейшем получении послевузовского образования.
– Что вы скажете относительно реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация»? Какие преимущества имеет этот проект?
– Касательно национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» можно сказать следующее: в этот проект были заложены задачи, по которым все уровни образования должны быть подвергнуты серьезным реформенным процессам с целью улучшения качества образования. В качестве первостепенной задачи ставится улучшение дошкольного образования, воспитания и обучения. В данном проекте реализуется увеличение дошкольных организаций с охватом до 100 процентов детей дошкольного возраста. Такая амбициозная задача была разрешена, благодаря таким шагам, как открытие частных детских садов с разрешения государства. В этом проекте преследуется первая задача – когнитивного и социального развития, не только детей, но и семей, прежде всего с интеграцией женщин в рынок труда. Вторая задача – это повышение качества среднего образования. Вдобавок к этому, обращает на себя внимание разрыв в образовании между регионами, городскими и сельскими школами страны. Программа охватывает обеспечение сельских школ педагогическими кадрами и повышение качества подготовки учителей. Соответственно, рассматриваются вопросы их социально-бытовой устроенности. Это относится к вопросам льгот и компенсаций со стороны государства. Таким образом, сейчас престиж учителя в определенной степени поднялся. Здесь же закладывается цель по выявлению одаренных детей в сельских школах. Следующая задача связана с обеспечением доступности и качества технического и профессионального образования. Также сюда относится и повышение конкурентоспособности казахстанских вузов. Можно сказать, что казахстанская сфера образования претерпела большое количество изменений и реформ. Методом проб и ошибок этот процесс вывел образовательную сферу на новый уровень. В итоге мы, как суверенное государство, вошли в мировое образовательное пространство с Болонской Хартией, подняли стипендиальную программу Болашак и ряд других программ, по которым идет интеграция нашей образовательной сферы. В условиях рыночных отношений для создания конкурентной среды проводилась большая работа. Конкуренция в сфере образования есть на всех уровнях, благодаря развитию частного образования.
Подготовил Ришат МАХСУТОВ