Дети – важнейшая часть нашего общества, будущее нашей страны. Обеспечить всем детям равную возможность получить образование и помочь адаптироваться в процессе обучения – важная задача, которую решает инклюзия. О мерах поддержки детей с особенными образовательными потребностями рассказала директор РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» Айгерим КУДЕРИНОВА.
– Айгерим Мерекеевна, расскажите о работе Национального научнопрактического центра развития специального и инклюзивного образования?
– Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования является подведомственной организацией Министерства просвещения Республики Казахстан. Он был создан в 1992 году как «Центр социальной адаптации и трудовой реабилитации», далее был переименован в «Национальной центр коррекционной педагогики», а в 2019 году преобразован в «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования». Основной спектр деятельности Центра связан с разработкой специальных учебных программ, учебников, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обучения детей с ограниченными возможностями. Наряду с этим, Центр участвует в работе по развитию системы инклюзивного образования. В 2020 году Центр в составе рабочей группы депутатов Мажилиса Парламента принимал активное участие в работе по внесению изменений в закон «Об образовании», касающихся вопросов инклюзивного образования. В результате, на законодательном уровне было введено понятие оценки особых образовательных потребностей, а также разработаны правила их оценки. Кроме того, на законодательном уровне существенно расширено понятие «Дети с особыми образовательными потребностями». Если в ранее действующем законодательстве данный термин охватывал лишь детей с ограниченными возможностями, то, в соответствии с международными стандартами, в эту категорию вошли также дети, испытывающие трудности не только в силу нарушения здоровья, но и по социальноэкономическим аспектам. Это могут быть дети мигрантов, беженцев, дети из малообеспеченных семей и других групп риска. То есть, дети с особыми образовательными потребностями – это те дети, которые по разным причинам могут испытывать трудности в учебном процессе. Вместе с тем, сегодня меры развития инклюзивного образования в большей степени сосредоточены на работе с детьми с ограниченными возможностями, поскольку они особенно нуждаются в создании многостороннего спектра специальных условий.
– Сколько сегодня детей с особыми образовательными потребностями охвачены инклюзивным образованием?
– На сегодняшний день в Казахстане более 188 тысяч детей с ограниченными возможностями от нуля до 18 лет. Из них – более 120 тысяч детей школьного возраста, порядка 44 тысяч детей дошкольного возраста – от трех до шести лет и порядка 7,7 тысяч детей от нуля до трех лет. К сожалению, ежегодно в нашей стране наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями примерно на один-два процента. Одним из факторов увеличения является также повышение уровня выявляемости и обращаемости самих родителей. То есть, меняется мышление родителей, которые понимают, что ребенку нужна своевременная профессиональная помощь в развитии и обращаются в Психолого-медикопедагогическую консультацию (ПМПК). ПМПК – это организации образования, которые призваны выявлять и способствовать развитию детей с психофизическими нарушениями. В свете развития инклюзивного образования число ПМПК ежегодно растет. Учитывая, что одна ПМПК открывается на 50 тысяч детского населения, сегодня в Казахстане создано и действует уже 92 консультации, на учете которых состоит более 188 тысяч детей с ограниченными возможностями. Что касается охвата детей, то более 25 тысяч детей с ограниченными возможностями школьного возраста обучаются в специальных школах. Их по стране – 99. Наряду с этим, есть спецклассы, в которых обучаются порядка девяти тысяч детей. На сегодняшний день основная доля детей с ограниченными возможностями, а это около 44 тысяч детей, обучаются в общеобразовательных школах в условиях инклюзивного образования. В настоящее время в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, колледжах внедрены правила психолого-педагогического сопровождения, которыми предусмотрено создание специальных условий. Что включают в себя специальные условия? В первую очередь, это условия обучения, соответствующие индивидуальным особенностям ребенка. К примеру, для большинства детей необходима адаптация учебных программ, а для детей с нарушением интеллекта необходима разработка индивидуальной учебной программы, учитывающей интеллектуальные способности ребенка. Для детей с нарушением зрения разрабатываются учебники с укрупненным шрифтом. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимы меры по созданию безбарьерной среды, включая установку пандусов, лифтов, подъемников и других приспособлений. Таким образом, инклюзивное образование – это живой процесс, при котором создаются условия для расширения возможностей особенных детей.
– Какова ситуация с квалифицированными педагогами и специалистами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями?
– В целом, в Казахстане ведется системная работа по подготовке педагогов для работы в условиях инклюзии. Если говорить о педагогических кадрах, то, прежде всего, это действующие педагоги, которые проходят специальные курсы повышения квалификации, участвуют в различных программах и обучающих семинарах по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Основным оператором проведения курсов повышения квалификации является Акционерное общество «Өрлеу», которое на базе своих региональных институтов повышения квалификации для педагогов проводит, в том числе, курсы по инклюзивному образованию. Наш Национальный научнопрактический центр развития специального и инклюзивного образования тоже проводит курсы для педагогов общеобразовательных школ, но значительно в меньшей степени. Наши курсы направлены на то, как адаптировать и индивидуализировать программу, правильно применять ее для детей с ограниченными возможностями и др. Кроме того, особое внимание подготовке специалистов инклюзивного образования уделяется и на базе высших учебных заведений. Сегодня во всех педагогических специальностях, будь то филологи, математики, введены модули по инклюзивному образованию.
– А в чем заключается задача педагогов-ассистентов?
– Педагог-ассистент – это не просто сопровождающее лицо или няня, а педагог, владеющий навыками и методами работы с детьми с ООП. Он является педагогом ученика, который еще не адаптировался в школьной среде в силу индивидуальных особенностей, не может самостоятельно выполнять инструкции педагогов, нарушены социальные навыки. Педагог-ассистент собирает данные об учениках для анализа, адаптирует программы обучения, подготавливает индивидуальные учебные материалы, помогает учителю регулярного класса включать ребенка в образовательный процесс, помогает особенному ребенку наладить контакт со сверстниками и т. д. Педагог-ассистент не только контролирует и выстраивает учебный процесс, но и, при необходимости оказывает консультативную помощь другим педагогам и родителям. В 2020 году в типовые штаты работников организаций среднего образования введена должность педагогаассистента для особенных детей, в этом году планируется введение данной единицы в дошкольные организации. В настоящее время порядка 900 педагоговассистентов уже успешно работают в школах страны. Педагоги-ассистенты назначаются детям по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций с целью адаптации и социализации детей в обществе.
– Расскажите, пожалуйста, о работе кабинетов поддержки инклюзии и ресурсных центров.
– С развитием инклюзивного образования, местными исполнительными органами совместно с различными неправительственными организациями ведется работа по созданию условий для детей с особыми образовательными потребностями. Одним из таких проектов является открытие кабинетов поддержки инклюзии совместно с фондом «Болашак», а также ресурсные классы, открытые совместно с фондом «Дара». Все это – дополнительные помещения в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от учебного процесса. Каждая школа самостоятельно работала в этом направлении. Необходимо было систематизировать работу школ, чтобы дети могли получать одинаковые условия, независимо в какой школе они учатся. С 2020 года в Казахстане все школы перешли на формат психологопедагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями на основе оценки необходимых потребностей для их успешного обучения. Согласно Правилам, регламентирующим психолого-педагогическое сопровождение, утвержденным приказом министерства, для детей создаются специальные условия учителем, начиная от урока в классе, сопровождения специальными педагогами (логопедами, дефектологами, педагогами-ассистентами), а также безбарьерных условий, заканчивая благоприятным психологическим климатом в школе. Кроме того, правилами психологопедагогического сопровождения предусмотрено открытие Ресурсных центров на базе опытных школ, реализующих инклюзивные практики. В настоящее время создан 21 областной Ресурсный центр, которые являются структурными подразделениями школ. На базе Ресурсного центра проводится разработка методических рекомендаций для школ, обучение учителей, консультирование родителей и работа с индивидуальными образовательными маршрутами детей. На сегодняшний день центры стали опорной точкой поддержки усилий школ по включению детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Суть в том, что школы, где были открыты Ресурсные центры обладают значимым опытом работы с детьми с ООП и передают свои практические навыки развития инклюзивного образования своим коллегам из других школ. Например, в Карагандинской области Ресурсный центр открыт в школе № 27 г. Караганды и педагоги данной опорной школы активно делятся опытом с коллегами на региональном уровне. Для методического сопровождения и координации деятельности всех ресурсных центров совместно с фондом «Дара» на базе нашего Центра в 2020 году создан республиканский Ресурсный центр, который провел уже более 120 различных консультаций, обучающих семинаров и тренингов, а также около десяти курсов повышения квалификации для специалистов службы психолого-педагогического сопровождения Ресурсных центров.
– Какие меры, на Ваш взгляд, еще предстоит принять для обеспечения доступности учреждений образования для детей с особыми потребностями?
– За последние годы Казахстаном сделаны серьезные шаги по внедрению инклюзии в образовательный процесс. На законодательном уровне регламентирована ответственность руководителя организации образования за нарушение типовых правил приема на обучение детей с ООП в организации образования или не создание специальных условий для получения образования. Пересмотрены нормы в части оснащения организаций образования специальной мебелью и оборудованием. В соответствии с международными требованиями, внедрены понятия разумного приспособления и универсального дизайна при создании условий для получения образования. Кроме того, для поддержки инклюзивного образования в средних школах, детских садах, колледжах принят подушевой норматив финансирования детей с особыми образовательными потребностями. Подушевое финансирование имеет повышенный коэффициент на ребенка с особыми образовательными потребностями. В рамках этого повышенного коэффициента в школах создаются необходимые условия – организуется безбарьерная среда, нанимаются специалисты. Это достаточно прогрессивный шаг нашей страны, поскольку практика повышенного коэффициента на детей с ООП в рамках подушевого финансирования существует не во всех развитых странах мира. Необходимо отметить, что принятые законодательные изменения нашли положительные отклики как со стороны педагогов, родительской общественности, так и со стороны международных экспертов ООН, которые отмечали обоснованность и необходимость принятых мер. При этом, сегодня очень важно не сбавлять темпы развития и продолжить работу по развитию сети специальных организаций образования, ПМПК, кабинетов психолого-психологической коррекции, оказывающих необходимую помощь детям на ранних этапах развития.
Линара САКТАГАНОВА