В 2023 году в Казахстане стартует разовая акция по первичной регистрации иностранных автомобилей, ввезенных в страну до 1 сентября 2022 года и не зарегистрированных в соответствии с законодательством республики.
На данный момент обозначены два основных критерия для первичной регистрации: первый – автомобили не должны находиться в розыске и второй – должны пройти таможенную очистку. Итак, поскольку все товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, подлежат помещению под таможенные процедуры путем таможенного декларирования, то, в соответствии с законодательством, у импортера есть право выбора способа таможенного декларирования. Первый вариант – пассажирская таможенная декларация (ПТД). Она заполняется в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 года № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» на бланке установленной формы. При подаче пассажирской таможенной декларации для таможенного декларирования автотранспортного средства расчеты таможенных платежей и налогов производятся по ставкам, установленным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107. Второй вариант – декларация на товары (ДТ). Она заполняется в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения». В соответствии со ст. 8 Кодекса РК «О таможенном регулировании в РК», товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Также следует знать, что машины, ввезенные из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), прошедшие таможенную очистку в своих странах, и которые считаются товаром Евразийского экономического союза, таможенную очистку не проходят, потому что они прошли ее в своей стране. Если машина ввезена из третьих стран (из-за пределов стран ЕАЭС), то она подлежит таможенной очистке. Если машина ввезена из Армении, то, начиная с 1 января 2023 года, она считается уже товаром ЕЭАС. Машина, ввезенная из Кыргызской Республики, если по ней были таможенные платежи, налоги уплачены в Кыргызстане в меньшей сумме, чем в сравнении со ставками Единого таможенного тарифа, то эта разница должна быть доплачена. Автолюбителю также следует знать как рассчитывается сумма таможенного платежа и какие параметры берутся при этом за основу. Итак, основные параметры – это таможенная стоимость автомобиля, год выпуска, объем и вид двигателя. Эти параметры необходимы для того, чтобы просчитать таможенные платежи и налоги. Стоимость авто определяется исходя из тех документов, которые предоставляются самим импортером. В случае занижения стоимости, если импортер не подтверждает таможенную стоимость документально, законодательством прописаны методы определения стоимости. Берется база данных по республике, то есть, по той цене, которая была документально ранее подтверждена. Это правило действует для авто из третьих стран. Теперь о видах таможенных платежей. Сборы за таможенное декларирование сейчас составляют 20 тысяч тенге. Таможенная пошлина, устанавливается единым таможенным тарифом либо по ставке ВТО. При этом, чем старше авто, тем больше ставка таможенной пошлины. Однако тут надо учитывать, что платеж рассчитывается от стоимости авто, а ведь чем свежее авто, тем оно дороже. То есть, здесь у старой машины стоимость будет меньше, но, при этом, ставка пошлины будет больше. А у новой машины стоимость будет высокой, но ставка пошлины в сравнении со старой машиной будет меньше. Подводя итоги вышесказанного, если вы задаетесь вопросом, сколько денег надо заплатить для таможенной очистки, то напомним: существует единый таможенный тариф (ЕТТ), где прописано по каждому транспорту, по коду товара в зависимости от года выпуска, от объема двигателя, как устанавливаются ставки таможенных пошлин. Необходимо сначала подобрать код товара для данного ТС и, только исходя из этого, высчитывать таможенные платежи и налоги.
Александр САЛИМОВ