12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ЧТО БУДЕТ С ЭКОНОМИКОЙ КАЗАХСТАНА ПОСЛЕ ВЫБОРОВ?

Изменится ли экономическая ситуация в стране после прошедших выборов? Именно таким вопросом сегодня задаются многие граждане нашей страны.

На сегодняшний день экономика Казахстана испытывает высокую инфляцию и замедление экономического роста. При этом усилия Правительства и Национального банка к заметному улучшению ситуации не приводят. Будущие экономические перспективы нашей страны туманны и неопределенны. Одна из возможных причин проведения внеочередных выборов – это угрозы высокой инфляции вследствие политических катаклизмов в мировой политике. О том, какие последствия будет иметь экономическая инфляция в нашей стране после нового года и как она отразится на жизни простых граждан корреспонденту «ЮГ» ответили авторитетные экономисты Айман ТУРСЫНКАН, Мурат ТЕМИРХАНОВ и директор Центра прикладных исследований «TALAP» Рахим ОШАКБАЕВ.

Айман ТУРСЫНКАН: – Выборы никак не скажутся на экономике страны в положительную сторону. Мы получили тот же самый состав правящих кругов, какой и был до этого и без какой-либо внятной реформы по экономическому направлению. Проблемы, которые сейчас существуют, то есть, текущая ситуация – она требует радикальных действий. Во-первых, в Казахстане есть реальные проблемы с макроэкономическими показателями из-за перебоев по экспорту нашего основного сырья, которое пополняет именно валютную выручку экспорта Казахстана – нефть и газ. С этим у нас большие проблемы, перебои и даже министр финансов РК Ерулан Жамаубаев на брифинге при Правительстве РК во время слушания о текущих итогах 2022 года 15 ноября отметил, что планы по поступлениям в нацфонд и исполнению пополнения в части налоговой собираемости по экспорту нефти отстают. Кроме того, у нас есть очевидные трудности, которые заключаются в том, что внутри страны накопилась большая проблема по внутреннему долгу республиканского бюджета, который имеет в структуре и внешний, и внутренний государственный долг. Это часть заимствований, которые были использованы из ЕНПФ через выпуск гособлигаций, то есть, часть суверенных займов, которые были привлечены из Азиатского банка развития, от Всемирного банка, от ЕБРР для выкупа российского Сбербанка, а также накопленная негативная динамика закредитованности населения.

Низкий темп кредитования реального сектора экономики привели к тому, что устойчивость нашей финансовой системы сегодня находится в плачевном состоянии и это состояние намного хуже, чем финансовый кризис 2007 – 2008 годов, поскольку накладывается и на внешний тяжелый фон по торговым ограничениям, барьерам и санкционным войнам. Во-вторых, экономика Казахстана на сегодняшний день размером, примерно, в коридоре от 120 до 135 миллиардов долларов США. При этом получается, что объем внешнего долга (совокупного, частного и государственного) составляет 165 миллиардов долларов. Наш золотовалютный резервный фонд истончился до 33 миллиардов долларов и государство продолжает сжигать в топке для спасения и удержания курса национальной валюты. Достаточно серьезные суммы, то есть, основные интервенции, которые происходят, либо, наоборот, сделки по продаже валютных операций проходят не за счет продажи выручки экспортеров, а за счет продажи средств, поступающих как «трансфертные» в республиканский бюджет из национального фонда. На сегодня истончение самого национального фонда достигло уже 54 миллиардов долларов США, то есть за период президентства господина К.-Ж. Токаева напрямую из национального фонда произошло сокращение активов с 78 до 54 миллиардов долларов. Все это происходило без какихлибо стимулирующих воздействий на развитие экономики и создание новых предприятий и производств, которые могли бы оправдать данные инвестиции и превратить эти трансферты в потенциал (в сбор налогов с несырьевого сектора). Но этого, к сожалению, не произошло. Кроме того, по ЕНПФ сегодня мы имеем 14 миллионов активов, и если понаблюдать прямо на сайте официальную динамику поступлений ЕНПФ, то мы увидим, что за схожие периоды, то есть 10 месяцев 2022 года и 10 месяцев 2021 года (несмотря на то, что тогда был локдаун), динамика поступлений идет к снижению. Это говорит о том, что реальная устойчивая занятость сократилась, также сократилось количество постоянных отчислений с фонда оплаты труда наемным работникам. Это основной индикатор того, что на рынке труда возникли серьезные ограничения по количеству рабочих мест, что, в свою очередь, отражает закрытие многих производств и соответственно сокращение налоговой отдачи экономики в виде уже частного сектора. В связи с этим я не вижу признаков того, что казахстанская экономика покажет реальный рост в будущем. Конечно, есть выход из данной ситуации. Я уже много раз говорила об этом. Сейчас я вам продублирую те шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы экономика нашей страны смогла миновать очень опасный период преддефолтного состояния. При этом я понимаю, что победила старая команда, поскольку не было никаких альтернатив на этих выборах. Все кандидаты, которые выставляли свои кандидатуры, не имеют никакой экономической программы, никакого плана действий, а тот план, который был у победившего кандидата – Президента республики, не является реформаторским и антикризисным. Мы видим, что здесь стоит очень странная амбициозная цель, однако не указано в какие именно сроки она будет реализована. Ожидается, что через семь лет, как он пишет, активы национального фонда будут выращены до 100 млрд долларов США, а золотовалютные резервы превысят 50 миллиардов долларов. Я напомню, последняя цифра в 33 миллиарда долларов золотовалютных резервов, которая была озвучена 15 ноября, целиком и полностью написана по методикам Всемирного банка. Ресурсов Международного валютного фонда хватит лишь на семь месяцев в случае объявления военного положения на территории Республики Казахстан. Это обеспечит запас по товарообороту, то есть, по нормальному внутреннему, уже закапсулированному режиму экономики. Но, как мы видим по конфликту в Украине, война может длиться и 10, и 18 месяцев, и даже как последняя Вторая мировая война пять лет. Поэтому устойчивости ровно никакой. Если сейчас немедленно не принять меры по переходу на антикризисный менеджмент в государстве, мы столкнемся с очень большими проблемами уже в феврале-марте следующего года. Как раз это совпадает по датам с наступлением и разгаром смутного времени нашего основного торгового партнера по ЕАЭС – Россией. Все эти негативные последствия целиком и полностью отзеркалятся на нашей экономической ситуации и общественно-политической жизни.

Мурат ТЕМИРХАНОВ: – В программе Президента по выборам была экономическая часть и, судя по этой программе, каких-то кардинальных изменений я не вижу. По моему мнению, мы еще очень далеки от рыночной экономики, ведь у нас нет развитой рыночной экономики, а там шла речь о справедливой экономике. На мой взгляд, каких-то кардинальных реформ по переходу на рыночную экономику тоже нет точно так же, как и в целом, каких-то других реформ. Возможно, будут определенные изменения в экономической политике, но они не принципиальны. Инфляция у нас сейчас очень высокая. Было правильно сказано, что это импортируемая инфляция, то есть, она во всем мире высокая, и у нас должна быть высокая, потому что у нас открытая экономика. Исторически у нас и так была высокая инфляция и причиной тому служила неправильная бюджетная политика, отсутствие рыночной экономики и конкуренции. Будет ли что-то в этом отношении меняться, пока неизвестно, сейчас об этом довольно трудно говорить. Если не будет реформ в бюджетной политике, историческая инфляция сохранится.

Рахим ОШАКБАЕВ: – После этих событий (выборов) добавится больше определенности к политической ситуации, которая влияет на экономику. Я думаю, это должно прибавить уверенности. После смены Президента или Правительства, новый состав должен будет показать изменения в лучшую сторону, чем сейчас, это безусловно. Инвестиционная политика, которую осуществляет Национальный банк, полностью провалилась. Инфляция высокая. Должна быть пересмотрена структура человеческого капитала. Фискальная и налоговая политика сейчас угрожает деловой активности наших граждан по новому Налоговому кодексу. Поэтому, на мой взгляд, должны быть хоть какие-либо изменения в лучшую сторону.

Подготовил Ришат МАХСУТОВ

Дом, где возвращают надежды

Региональный филиал Общественного Фонда «АНА ҮЙІ» в городе Шымкенте...

Новый завод – новые возможности

Открытие завода по производству керамогранита стало важным событием для...

Бесплатный сыр бывает в мышеловке

Финансовые пирамиды остаются одной из наиболее распространенных форм мошенничества....

Международная интеграция юридического образования

Недавно в Шанхайском университете политики и права состоялся XI...

Под лежачий камень…

Многие наверняка помнят выступление Главы государства в феврале этого...