12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ЖУРНАЛИСТИКА С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

Независимый характер СМИ, априори провозглашенный в сообществе, все же позволяет выделить в последнее время особый статус такого серьезного раздела журналистики, как «политическая журналистика».

Исследования в сфере предпочтений электората, зачастую формируемых через СМИ, актуализируют взаимозависимость между коллективной психологией и политологией, что позволяет понять, как и почему политические процессы разворачиваются так, как они происходят, каково влияние политического контекста на различные области человеческого поведения. Со времени последних выборов в стране, научное понимание психологии электората, мотивации избирателя и соответственно, результатов выборов, значительно расширилось и углубилось. Ряд исследований показывает, что причинно-следственные силы, определяющие предпочтения тех или иных кандидатов, делятся на две большие категории: внутренние и внешние по отношению к сознанию избирателей. Факторы, влияющие на сознание избирателей, включают предрасположенности, которые существуют до начала кампании, и когнитивные и аффективные реакции на события во время кампании. Внешние факторы, в свою очередь, можно разделить на следующие категории. Во-первых, события предвыборной кампании, которые создаются кандидатами или их штабами, политическими партиями или другими организациями и которые явно направлены на то, чтобы повлиять на исход выборов. Во-вторых, события, происходящие по всей стране и в мире, на которые, скорее всего, не влияют предвыборная кампания или предстоящие выборы, изменения в национальной экономике или начало войны между двумя иностранными государствами. В-третьих, поведение отдельных лиц и групп в непосредственной близости от избирателя, особенно реакция этих «других» на предстоящие выборы или на недавние национальные или мировые события. Большое количество исследований поведенческих моделей электората в мире за последние 50 лет посвящено изучению влияния внутренних и внешних факторов. В результате этой работы был составлен разнообразный и многогранный список конкретных факторов, определяющих предпочтения кандидатов, некоторые из которых формируются в сознании избирателей (например, идентификация с политическими партиями, либерально-консервативная идеология, ретроспективные оценки эффективности работы действующего президента, перспективные суждения о вероятной эффективности новых кандидатов, отношение к противоречивой политике правительства, восприятие личностей кандидатов, эмоции, вызываемые кандидатами у избирателей, предпочтения), и другие факторы в окружении избирателей (например, характеристики людей, с которыми избиратель обсуждал политику, содержание ТВ рекламы, баннеров и др.). Что до Казахстана, то события 2022 года отложились в сознании граждан как представляющие потенциальную угрозу безопасности (январь), в беседах с потенциальными избирателями наблюдается разброс: от плохо прикрытой агрессии (чаще у молодых), до слабой ориентации в программах кандидатов и аполитичных суждений (в основном учащиеся, склонные игнорировать процесс вообще). Журналистика в Казахстане, в частности, политическая журналистика, на данный момент еще не приобрела должного веса и авторитетных лидеров. В перспективе готовить кадры в указанном направлении станет очевидным, поскольку мир не стоит на месте и существуют научные школы и совершенствуются политтехнологии. Пока что СМИ способны в лучшем случае отрабатывать госзаказ, точнее политзаказ, и не всегда это удачный опыт. Область психологии только начинает разрабатывать теории достаточного масштаба и сложности, чтобы объяснить влияние этих различных внутренних и внешних факторов на выбор избирателей. Причинно-следственное воздействие многих из этих факторов условно. Изучение этих опосредующих и сдерживающих факторов немаловажно для понимания избирательского выбора с точки зрения психологии и идентичности, в некоторой доле определяющих результаты выборов. Методики определения наиболее предпочитаемого кандидата разнообразны. Один из способов – подсчет симпатий и антипатий, иными словами, «лайков» и «дизлайков» в отношении того или иного кандидата. Это заметно по контенту социальных сетей, где образованная часть сообщества оставляет комментарии относительно формата и хода предвыборной агитации. Также с учетом цифровых технологий, важно понимать, что современный электоральный процесс находится в прямой зависимости от PR-технологий. Поэтому при исчислении результатов, существенным оказывается так называемая «онлайн-оценка», по сравнению с оценкой, основанной на памяти. Иными словами, предпочтения тех или иных кандидатов зачастую основаны не только на фрагментах информации, которую избиратель может запомнить о кандидате (баннеры, листовки). Вместо этого «продвинутые» избиратели могут постоянно обновлять онлайн-информацию (ТВ-дебаты, видеоролики в социальных сетях) и общие оценки кандидатов, хранящиеся в памяти на протяжении всей кампании, корректируемые в соответствии с текущими событиями (при просмотре интервью, блогеров) и извлекаемые из памяти в день выборов. Исследования показывают, что некоторые избиратели проводят оценку и выбор на основе памяти, в то время как другие – выносят суждения с помощью онлайн-обновления. Косвенно, последний вывод фиксирует относительно высокую роль Интернета и цифровых медиа в продвижении (либо критике) программ кандидатов. Нам, педагогам высшей школы, ученым, импонирует программа действующего Президента, в которой мудро расставлены приоритеты и среди них внимание уделяется молодежи, науке и образованию. Даже такой, казалось бы, «земной» вопрос как строительство новых общежитий для обучающейся молодежи, иногородних, чрезвычайно важен для привлечения в национальные университеты «самородков» из казахстанской глубинки, а они есть. Думаю, в будущем Правительству и заинтересованным службам предстоит стимулировать серьезные исследовательские работы (с выделением целевых грантов) по разработке и применению психологических моделей для выявления причин, посредников и модераторов, участвующих в принятии гражданами решений о голосовании. Не секрет, что определенную роль в процессе выбора того или иного кандидата играют идентификация политической партии, текущие политические предпочтения, ретроспективные оценки деятельности действующего президента, восприятие личностей кандидатов и перспективные суждения о будущей деятельности кандидатов. Согласно «дистанционной» теории голосования, граждане невольно вычисляют и интегрируют расстояния между собой и кандидатами. Дискредитация правящей партии и в целом понятия «правящая» партия в стране получили справедливую оценку со стороны Президента К.-Ж. Токаева. Тому были известные причины, партии как бы есть, но десятилетия приоритетности единственной партийной группы сделали свое негативное дело: политическая маневренность в работе с избирателями, эквилибр в хорошем смысле, утерян из политического багажа остальных партий. За бортом остались: филигранная отработка слоганов, публицистика, открытые дебаты, вся внешняя работа ряда кандидатов сводится к непрофессиональным PR-роликам, увы, невысокого качества. Понятие «штаб» важно подкреплять реальными видимыми действиями в пользу кандидатов, для более аргументированного продвижения платформ, как нам представляется. При подсчете потенциальных результатов выборов, несомненно, играет весомую роль неоднородность среди самих потенциальных избирателей. Если сравнивать позиции экспертов с политическими новичками, то люди с большим политическим опытом с большей вероятностью используют вопросы и идеологию для определения предпочтений своих кандидатов, в то время как люди с низким уровнем знаний с большей вероятностью используют идентификацию партии, рейтинги одобрения президента, личностное восприятие кандидатов и оценки экономических условий страны. Кроме того, внимание СМИ к конкретным событиям может изменить вес, который читатели и зрители придают определенным областям при оценке политических кандидатов. Обобщая вышесказанное, можно констатировать определенный спад электората к выборам в конце календарного года, с наступлением зимнего сезона похолодания, в обстановке неполного информирования, при переключении внимания на международные события, несущие в себе потенциальную угрозу безопасности (локальные войны, мобилизация, голод, нестабильность курса национальной валюты и проч.), слабой представленности или отсутствии харизматических персон кандидатов. Репрезентативные выборки, онлайн опросы в режиме реального времени и последовательное наблюдение – эти и многие другие методы социальной психологии вполне могут быть взяты на вооружение как политологами, так и журналистами и ведущими популярных ток-шоу в предвыборный период. Как уже отмечалось выше, на поведенческие стереотипы электората влияют как экономическая ситуация в стране, так и международные события, климатические особенности и персональные характеристики выборных лиц. В данном контексте, как минимум, две области психологии были бы особенно актуальны: социальная психология, а также психология суждений и принятия решений. В последние годы эти субдисциплины породили новые идеи, которые могут продвинуть научное понимание голосования и выборов. В частности, эта работа предполагает изучение того, как люди каталогизируют атрибуты объектов и используют их для выбора среди субъектов; формируют впечатление о личностях кандидатов, включая компетентность, надежность, силу лидерства и многое другое; находятся под влиянием своих собственных эмоциональных реакций на заявления и действия кандидатов; отождествляют себя с социальными группами (например, политическими партиями, этническими группами и общественными организации), которые поддерживают кандидатов; оценивают качество работы действующего лица ретроспективно; формируют ожидания будущей деятельности действующего лица и претендентов; убеждаются кандидатами, их представителями и рекламой их программ; узнают о кандидатах через СМИ, и бессознательно обрабатывают межличностный выбор; сознательно и бессознательно находятся под влиянием мотивов и целей; оценивают сходство кандидатов с собой, с точки зрения предпочтений, целей, стилей взаимодействия и коммуникации; находятся под влиянием страха и предполагаемых угроз личной и коллективной безопасности; формируют и используют распространенные идеологемы и наборы фундаментальных ценностей; руководствуются своими собственными неявными или явными установками и убеждениями; контролируемыми или автоматическими процессами выбора и, наконец, находятся под влиянием извне других людей. Однако фундаментальная наука психология дистанцируется от социальной журналистики, как правило. То есть, предстоит серьезная проработка и в этом направлении, при определении приоритетных направлений профессионального обучения и выделении впредь грантов для студентов вузов и магистрантов.

Гюльнар МУКАНОВА,
к.и.н., профессор КазНУ
им. аль-Фараби

БІЛІМ – БОЛАШАҚҚА САЛЫНҒАН КӨПІР. АЛ СОЛ КӨПІРДІ ТҰРҒЫЗАТЫНДАР – КІТАПХАНАШЫЛАР

Кітапханашы – бұл тек кітаптарды сөреге тізіп қоятын маман...

Кассациялық соттың құрылуы туралы мақала

Елімізде сот жүйесінің транспартенттілігін және тиімділігін арттыруға бағытталған реформалар...

Су үнемдеу үшін Қызылорда облысында 60 мың гектарға жуық күріш алқабы лазермен тегістелді

Су ресурстары және ирригация министрі Нұржан Нұржігітов Қызылорда облысының...

Қоғам тұрақтылығы формуласын ұсынған форум

Халықаралық ТҮРКСОЙ ұйымының шешімімен «Түркі әлемінің мәдени астанасы» мәртебесіне...