Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана заявил о необходимости построения справедливого общества и эффективного государства, а также обозначил богатства казахстанских земель национальным достоянием.
О доступе казахстанцев к доходам от природных ресурсов шла речь в ходе международного круглого стола на тему: «Земля и ее недра принадлежат народу: каждому казахстанцу гарантированный доход от всех национальных ресурсов». Мероприятие проходило на площадке Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева, где собрались видные ученые-правоведы, внесшие значительный вклад в развитие правовой системы Казахстана, а также представители научного сообщества Кыргызстана и Узбекистана, которые участвовали в обсуждении вопросов конституционного закрепления права народа Казахстана на землю, ее недра и богатства.
Открывая встречу, ректор Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева д.ю.н., профессор Омирали Жалаири отметил первостепенную важность земли и ее недр для народа Казахстана. Он озвучил предложение о внесении конституционных поправок, закрепляющих право народа на землю, ее недра и богатства.
- Представляется необходимой следующая редакция пункта 3 статьи 6 Конституции РК: «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся исключительно в собственности народа. Пределы и субъекты осуществления от имени народа правомочий собственника на указанные объекты определяются законом», —
заявил Омирали Жалаири. Спикер выразил обеспокоенность противоречиями ряда норм земельного законодательства нормам Основного закона и установкам руководства страны. - Глава государства неоднократно особое внимание акцентировал на земельном вопросе с четкой постановкой: «Наша земля не будет продаваться иностранцам». В рамках обсуждения этого ключевого для общества вопроса надо отметить, что пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса РК допускает иностранцам, лицам без гражданства и негосударственным иностранным юридическим лицам приобретать в частную собственность земельные участки, за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения. Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Конституции закреплено: «Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории». Пункт 2 статьи 91 Конституции также гласит: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики являются неизменными», — подчеркнул он.
С учетом приведения норм Земельного кодекса в соответствие с положениями Конституции он предложил внести в пункт 3 статьи 6 Конституции дополнение о наделении правом частной собственности на землю только граждан и негосударственных юридических лиц Республики Казахстан. Наряду с этим целесообразным, на его взгляд, является решение вопроса об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель у «латифундистов», получивших бесплатно от государства право аренды на землю. - Вместе с тем необходимо создание правовых основ, чтобы земля переходила в руки предприимчивых, ответственных и инициативных граждан, которые умеют и хотят работать. И государство должно помогать именно таким предпринимателям, — считает ректор.
Своим мнением о конституционной защите права собственности на землю поделился директор Экспертного института европейского права и прав человека Марат Башимов.
Прежде всего он акцентировал внимание на нормах первого и второго разделов Конституции РК, регламентирующих право управления человека государством и справедливого распределения всех благ государства. - Сегодня рабочая группа по поправкам в Конституцию работает над тем, чтобы все озвученные в Послании Президента задачи были сформулированы четко, были понимаемы и не носили двусмысленный характер. Мы должны усилить и привести все нормы Конституции в соответствие с ее принципами справедливости, равенства, приоритета прав и свобод человека и усиления парламентских механизмов контроля, — подчеркнул Марат Башимов.
При этом он напомнил, что в соответствии со статьей 39 Конституции РК любые права и свободы человека не могут быть ограничены. По словам эксперта, нормы, отдающие предпочтение и приоритет отдельным категориям, должны быть исключены из Основного закона страны.
Говоря о проблеме нерационального распределения национальных благ, депутат Сената Парламента Едил Мамытбеков выразил мнение о необходимости решительных перемен и активной работы над ошибками. - Сегодня мы можем повторяться в оценках январских событий, в осмыслении итогов тех или иных этапов социально-экономических реформ, проведенных в стране. Все это оправдывается той большой целью, характеризуемой не только социальной, но и большой общественной значимостью для судеб страны. Январские события вскрыли язвы, которые начали гнить в последние годы, —
подчеркнул сенатор.
Речь идет о системной коррупции, а также узаконенных в стране непонятных законодательных нормах. - Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансовые олигархические группы. Это ограничило развитие свободного рынка и снизило конкурентоспособность, в частности, в горнорудном и нефтегазовом секторах экономики, — отметил Едил Мамытбеков.
По его словам, такому положению в определенной мере способствовали нормы действующей Конституции. - Многие граждане даже не знают об этих нормах. Например, граждане, выросшие еще в период существования СССР, считают, что земля, ее недра, воды, растительность и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народа. Но это абсолютно не так. Согласно ст. 6 Конституции РК определено, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. А по закону о государственной собственности управление госимуществом определяет Республика Казахстан или административно-территориальная единица. Считаю, что данную статью Конституции надо срочно менять. Хозяином должен быть народ, а не государство. Именно эта норма позволила олигархическим группам стать главным потребителем богатств, — уточнил депутат Сената Парламента.
Как подчеркнул спикер, на сегодняшний день задача эффективности управления активами Национального фонда полностью провалена. - Трудно точно подсчитать, сколько средств Нацфонда было направлено на оздоровление неэффективных, но своих банков. Причем без намека на их возвратность, поскольку эти банки слились, трансформировались в иные банки. Это огромные суммы, которые никто не собирается возвращать в Фонд. Мы сегодня просто безответственно проедаем Фонд, включая сберегательную часть для будущих поколений, — констатировал Едил Мамытбеков.
По его словам, назрела необходимость существенно трансформировать отношения процессов формирования и использования Национального фонда. На его взгляд, соответствующие поправки в Конституцию послужат платформой для развернутого решения задач социализации Фонда. - Мы должны изменить конструкцию фонда — она должна состоять из трех подфондов — стабилизационного, сберегательного и суверенного, — считает сенатор.
Экс-сенатор Парламента РК Гани Касымов, в свою очередь, выступил за четкую интерпретацию и правильную юридическую оценку в вопросах управления национальными ресурсами. Гани Касымов рассказал об инициативе возрождения под руководством Олжаса Сулейменова патриотического движения «Народный конгресс Казахстана», который предлагает создание системы распределения природных богатств каждому казахстанцу. Он призвал юридическое сообщество страны определить четкие механизмы осуществления стратегических установок и целей и устранить имеющиеся юридические пробелы. - Надо разобраться, что такое Фонд, контроль над фондом и его вклад в развитие национального благосостояния. В ФНБ «Самрук Казына» сконцентрировано 60% экономики Казахстана. Что это за фонд, который имеет секреты от народа? В чем смысл таких фондов? А где в мире вы видели вообще понятие «квазигосударственный сектор»? Это изобретение из Казахстана. В моем понимании, квазигосударственный сектор — частная компания, которая управляет государственной собственностью от его имени, — подчеркнул спикер.
Профессор Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева, член-корреспондент Российской академии естествознания, д.ю.н. Эркин Дуйсенов остановился на проблемных вопросах конситуционно-правового регулирования отношений собственности в Республике Казахстан. - Послание Главы государства достаточно прогрессивно по своему содержанию. Это еще одна попытка дальнейшего демократического развития нашего общества, которое заключается в модернизации политической системы в основном, —
отметил он.
По его словам, в Конституции страны необходимо закрепить императивную норму о том, что «земельные участки не подлежат отчуждению иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам с иностранным участием со дня приобретения Казахстаном суверенитета».
Тем самым, как подчеркнул Эркин Дуйсенов, будет придана обратная сила закона. - Если где-то каким-то образом имели место факты отчуждения земли иностранцам, то всё должно быть приведено в состояние реституции, то есть первоначальное состояние, — считает он. Что касается идеи о получении гражданами дохода, спикер считает целесообразным закрепить данное положение в разделе втором, в частности в статье 26 Конституции РК.
- Необходимо дополнить этот раздел статьей о том, что граждане Республики Казахстан имеют право на получение части дохода от полученных в результате реализации государством национальных ресурсов. И здесь же необходимо указать, что порядок получения гражданами доходов от национальных ресурсов регулируется законом. То есть необходимо будет принимать отдельный закон, —
предлагает профессор.
Отдельное внимание он акцентировал на вопросе, связанном с собственностью органов местного самоуправления. На конституционном уровне предлагается разграничить функции органов местного самоуправления и государственных органов. При этом Эркин Дуйсенов считает необходимым принятие закона о делегированных полномочиях. - В Послании Глава государства четко обозначил необходимость реформирования органов местного самоуправления. В настоящее время политическая элита должна определиться с главным вопросом — чем является в Казахстане местное самоуправление. Либо это институт гражданского общества, либо это институт государства. Если исходить из того, что это институт гражданского общества, то можно идти по пути включения в Основном законе наряду с государственной и частной собственностью муниципальной собственности, — считает эксперт.
Между тем, по его словам, во избежание рисков в вопросе государственной целостности существует необходимость принятия закона о противодействии сепаратизму. - Казахстан — многонациональное и многоконфессиональное государство. Диаспоры, как правило, проживают компактно. Если исходить из того, что органы местного самоуправления будут наделены не только финансово-экономическими, но и другими социальными полномочиями, то мы должны обезопасить себя. В Казахстане действуют законы о противодействии экстремизму и о противодействии терроризму. Крайне обязательно принять закон о сепаратизме, — подчеркнул он.
Наряду с этим Эркин Дуйсенов подчеркнул, что в случае положительного решения вопроса с муниципальной собственностью и развитием органов местного самоуправления в статье 3 Конституции потребуется также уточняющее положение, согласно которому «Государство, государственные органы и органы местного самоуправления служат всему народу, а не отдельной его части». - Тогда мы будем прекрасно знать, что нарушение этой конституционной нормы будет влечь за собой ответственность. Я полагаю, что формулировка в Конституции о том, что никто не может присваивать власть в республике, абстрактна. О какой власти идет речь? Власти отца в семье, власти руководителя местного самоуправления или политической партии? Должно быть четко сформулировано положение: «Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением», — уточнил профессор.
В своем выступлении спикер также обратил внимание на вопрос социальной справедливости в отношении граждан, проживающих на территориях экологического бедствия и зонах радиационного риска. Так, пункт 1 статьи 29 Конституции РК предлагается дополнить положением: «Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду». - К примеру, недавно ко мне обратились люди, которые проживали на территории бывшего Семипалатинского полигона. Они имеют удостоверение и обладают определенными льготами, но как только они выезжают за территорию, эти льготы перестают действовать. О какой социальной справедливости может идти речь, если эти люди жили, трудились и, может быть, были облучены? Эти вопросы требуют своего решения, — добавил спикер.
Профессор кафедры таможенного, финансового и экологического права факультета КазНУ им. Аль-Фараби, д.ю.н. Ляззат Еркинбаева озвучила ряд проблемных вопросов в реализации прав на земли сельскохозяйственного назначения.
По ее словам, нормы действующего Земельного кодекса РК противоречат Основному закону страны, а также подменяют определенные термины и формулировки. - Земельный кодекс РК закрепляет два основных принципа — принцип приоритета земель сельскохозяйственного значения и принцип особой охраны сельскохозяйственных угодий. Однако на практике данные принципы не соблюдаются. Согласно нормам Земельного кодекса, земли сельхозназначения должны использоваться прежде всего для нужд сельскохозяйственных производителей, —
уточнила Ляззат Еркинбаева.
Она подчеркнула необходимость устранения законодательных противоречий и решения вопроса об отмене права частной собственности на сельскохозяйственные угодья. - Необходимо решать вопрос юридической судьбы этих земель. Во-первых, какие средства были потрачены собственниками на приобретение земель? Насколько эффективно и рационально используются данные земли? Эти вопросы должны стоять перед контролирующими органами. Народ не владеет информацией об этих собственниках. Нам нужно поставить вопрос о введении постоянного землепользования для отечественных сельхозтоваропроизводителей, — предложила Ляззат Еркинбаева.
Линара САКТАГАНОВА