«Я свято чту Уголовный кодекс», — заявлял Остап Мария Бендер-бей на страницах бессмертных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. И действительно, он знал и применял множество «относительно честных» способов отъема денежных средств у зазевавшегося населения. Но его условным потомкам не досталось ни малейшей крупицы совести, потому и множатся день ото дня мошеннические схемы, от которых страдают люди.
Обновились схемы интернет-мошенничеств, теперь в них… задействована полиция! Спешим успокоить читателя: лжеполиция. Сама схема такова: злоумышленники звонят на мобильный телефон гражданина и представляются сотрудниками полиции, после чего поясняют, что якобы в настоящее время проводится совместная отработка с Национальным банком РК. Далее, лжесотрудник очень грамотно, четко и хорошо поставленным голосом с доброжелательным тоном рассказывает, что по вашей карте идут попытки несанкционированного перевода и для сбережения ваших средств необходимо перевести определенную сумму на ваш банковский счет или на счет третьих лиц.
Эту схему глава полиции г. Алматы Канат Таймерденов поясняет следующим образом:
-Уважаемые граждане! Запомните, сотрудники банка, а тем более полицейские никогда не спрашивают данные вашей карты, а также не требуют передачи кодов доступа, приходящих вам на мобильный телефон. В таких случаях вам необходимо прекратить телефонный разговор и самому обратиться в свой банк, а также правоохранительные органы.
Есть и другие, более сложные в воплощении схемы. Как пример — раскрытое дело в Акмолинской области нашей республики. Летом минувшего года жительница Бурабайского района Сауле Куспанова (имя и фамилия изменены) обратилась в полицию и сообщила, что неизвестные лица обманули ее, оформив на ее имя кредит на сумму около 2 млн тенге. При этом мошенники представились сотрудниками банка и сообщили, что на ее счету замечены подозрительные операции. Они заявили, что предотвратить незаконное снятие денег возможно, предоставив данные банковской карты и установив приложение удаленного доступа. Оформив на имя потерпевшей кредит, они перевели деньги на другой счет. Однако обналичить денежные средства злоумышленники не успели благодаря грамотным действиям правоохранительных органов. Полицейские своевременно сделали запрос в банк второго уровня, а затем наложили арест на счет, куда были переведены деньги. Проведя ряд оперативно-розыскных мероприятий, им удалось установить личность владельца карты, на которую были переведены деньги. Отметим: алматинец, на чью карту были переведены деньги, даже не знал о том, что стал невольным участником схемы обмана.
Как отмечают сами полицейские, такие случаи нередки. Человеку, находящемуся вне схемы, переводят деньги на карту, при этом ему звонит «дальний родственник» и говорит, что перевод сделал он, так как едет издалека и боится вести крупную сумму денег налом. Дескать, приеду, встретимся, тогда и переведешь назад. Через какое-то время «родственник» звонит вновь, сетует, что времени встретиться совсем нет, и просит перевести деньги на указанный счет. Всё. Теперь и деньги, и «родственника» найти будет очень сложно.
Сейчас в Казахстане появился еще один, достаточно новый вид цифрового мошенничества — через аудиосообщения WhatsApp. Как поясняет специалист в сфере IT Мурат Сабиров, в этом мессенджере, активно используемом казахстанцами, обнаружена новая фишинговая кампания, с помощью которой распространяется вредоносное ПО для кражи информации пользователей.
-Все действия рассчитаны на то, чтобы провести получателя сообщения через ряд шагов, которые в результате завершатся установкой опасной программы, открывающей путь к краже учетных данных. Важно — фишинговая атака выдает себя за уведомление от WhatsApp о том, что владелец смартфона получил новое личное сообщение. Письмо приходит на электронную почту пользователя, в нем есть встроенная кнопка «Воспроизвести», а также сведения о продолжительности аудиозаписи и времени его создания. Если нажать кнопку «Воспроизвести» в сообщении, оно перенаправляет пользователя на веб-сайт, где ему предлагают установить полезную нагрузку, которая в данном случае является вредоносной программой для кражи информации. Чтобы не стать жертвой этой мошеннической кампании, надо помнить: аудиосообщения в WhatsApp автоматически загружаются в само приложение, поэтому представители мессенджера никогда не проинформируют о получении сообщения по электронной почте. Если вы видите что-то подобное в своем мобильном устройстве — удалите срочно и никогда не пытайтесь активировать, — советует IT-специалист.
Полицейские, юристы и IT-специалисты неустанно напоминают: чтобы не попасть на крючок мошенников, не доверяйте звонкам «банковских служащих» и других неизвестных вам лиц. Пугают «странными действиями» с вашей картой или пришел крупный денежный перевод от неустановленного лица? В случае любых подозрений насчет неправомерных действий с вашими банковскими картами и другой личной информацией незамедлительно обращайтесь в ближайшее отделение банка, который вас обслуживает, где вас перенаправят к специалистам службы безопасности для разрешения этой проблемы. Кроме того, обязательно нужно обратиться в полицию, поскольку вы можете стать одним из звеньев преступной цепочки. В любом случае важно обезопасить себя и свою собственность.
Дина АМИРОВА