27 февраля ведущей актрисе Государственного академического русского театра для детей и юношества Казахстана им. Наталии Сац — заслуженной артистке КазССР Валерии Крымской исполняется 80 лет. Валерия Георгиевна по сей день блистает на сцене Театра Сац, один из любимых у публики спектаклей с ее участием — «Браво, Лауренсия!», а к юбилею актрисы приурочена премьера спектакля «Шесть блюд из одной курицы», поставленного на Камерной сцене главным режиссером театра Владимиром Крыловым по одноименной пьесе Ганны Слуцки, где Валерия Крымская порадует зрителей новой ролью.
Уроженка России, дочь летчика-фронтовика, выпускница Свердловского театрального училища, Валерия Георгиевна Крымская служит первому в Казахстане театру для детей с 1969 года — более полувека.
Родители Валерии Георгиевны родом из Екатеринбурга (с 1924 по 1991 год город назывался Свердловск), но на свет она появилась в Кургане, куда ее отец был направлен в качестве пилота-инструктора после окончания Пермского авиационного училища. В феврале 1942 года родилась Валерия, а осенью отец ушел на фронт, воевал он до окончания войны, домой вернулся в 1946 году.
-После моего рождения мама вернулась со мной в родной Свердловск, — рассказывает о себе Валерия Георгиевна. —
После окончания школы я поступала в театральное училище, но провалила экзамен, ничего я тогда не умела, потому что мы жили возле аэропорта, в Челябинском переулке, в том районе не было никаких домов пионеров, театральных кружков, поэтому пошла сначала работать секретарем-рассыльной, потом на завод крановщицей электромостового крана. Однажды встретила своих знакомых, которые работали в аэропорту, и они посоветовали мне пойти в стюардессы. Я прошла конкурс и стала летать на ИЛ-18.
Благодаря профессии стюардессы Валерия Крымская через некоторое время вновь оказалась в числе абитуриентов театрального училища. А началось все с того, что в честь Дня гражданской авиации она вместе со своей подругой Ритой вела концерт на местном телевидении. Тогда на ТВ не было еще никаких записей, и нужно было вести концерт вживую. Девушки читали стихи, подпевали артистам и таким образом удачно провели поздравительный концерт для авиаторов.
-О нашей работе в качестве ведущих концерта были хорошие отзывы, нам делали комплименты, советовали поступать в театральное училище, — рассказывает Валерия Георгиевна. — Я стала говорить, что уже пыталась поступать туда после школы. Но мне сообщили, что в нашем Свердловском театральном училище открывается экспериментальный курс — вечернее отделение, иди, мол, туда. Я решила попробовать и подала документы, сдавала экзамены между своими полетами и поступила. После зачисления пришлось уволиться из Аэрофлота. Устроилась в Союз печати, чтобы у меня была возможность работать до 18.00, а вечером — учиться.
Совмещать работу и учебу на вечернем отделении оказалось очень нелегко. После лекций студентам необходимо было готовить на завтра этюды, сцендвижения, танцы и так далее, поэтому домой отправлялись не ранее половины второго ночи, шли пешком по пустому спящему городу.
А утром опять надо было рано вставать и идти на работу.
-Мы с моими сокурсниками очень сильно уставали, тем более тогда была бескормица, хлеб по талонам. Были вечно не выспавшиеся и голодные, поэтому в конце первого курса написали министру культуры СССР Екатерине Фурцевой письмо с просьбой перевести нас на дневное отделение, потому что на спецпредметы у нас катастрофически не хватало времени. Приходилось сдавать историю КПСС и тому подобное, а на творчество уже не оставалось ни времени, ни сил. И она откликнулась на нашу просьбу, нас перевели на дневное отделение, а зимой на втором курсе министр выбила для нас стипендию — 20 рублей. Стипендия была небольшая, потому что это было среднее специальное учебное заведение, а уже после нас училище стало театральным институтом. Мы уже учились с 9 утра, но все равно уходили из училища в 11 вечера, потому что были большие фанаты своего дела. Наш курс был достаточно взрослый, мы уже успели поработать, мы знали жизнь, мы ценили каждый час своей учебы, поэтому относились к своей будущей профессии очень серьезно, и я получила диплом с отличием.
После окончания учебы в 1967 году Валерия Крымская уехала в Павлодар, хотя получила распределение в Алматинский ТЮЗ. Дело в том, что до нее дошли слухи, что в Павлодаре есть потрясающий театр драмы имени Чехова, который называли вторым «Современником».
-Меня разобрало любопытство, и я напросилась сама в этот театр, —
говорит Валерия Георгиевна. — Но карьера у меня там не сложилась, мне не давали роли, я почти два года просидела на скамейке запасных, участвовала в массовках, а в Алматинский ТЮЗ меня пригласил главный режиссер Григорий Жезмер.
Режиссер Алматинского ТЮЗа предложил Валерии Крымской роль десятиклассницы Алины, первой красавицы школы, в пьесе Аксенова «Мой брат играет на кларнете», который стал знаковым спектаклем. Актриса с удовольствием согласилась —
в Павлодаре ее ничего не держало:
-Приехала в Алма-Ату, и с 30 января 1969 года приступила к работе в ТЮЗе. Ввели меня в кучу спектаклей, и везде я пригодилась. А еще мне очень понравился южный климат. Когда приехала в Алма-Ату зимой и к 8 Марта резко наступило тепло, а потом пришла жара, для меня это было большое удовольствие. Кому-то здесь летом жарко, а мне хорошо, я влюбилась в Алма-Ату, в этот солнечный, зеленый город, в климат, в природу, в людей, все мне здесь нравилось. И постепенно меня затянуло. С тех пор прошло больше 50 лет, и Казахстан стал моей второй родиной. Уехала я из Свердловска в 25 лет, так что большую часть своей жизни живу в Казахстане, для меня, моей дочери и внука это родной дом. А когда в 1987 году я получила звание заслуженной артистки Казахстана и награды, то поняла, что это от того, что я всю жизнь служила театру Сац, который стал моей судьбой, и что у меня прекрасный, шикарный репертуар. Все, что я имею, я имею по взаимной любви к театру.
Индира САТБАЕВА