Общественные деятели ВКО обратились в Генпрокуратуру и Минздрав, поставив под сомнение законность постановления Главного государственного санитарного врача «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией в пунктах пропуска на государственной границе Республики Казахстан».
Новое явление появилось в жизни казахстанцев — пандемия коронавируса способствовала формированию правовой реальности, которая в ряде случаев расходится с нормами Конституции и законами. Важным признаком правового, демократического государства является свобода передвижения его граждан, юридическая и фактическая возможность беспрепятственного возвращения на родину из любого уголка мира. В Конституции РК устанавливается, что «каждый имеет право выезжать за пределы республики» и беспрепятственно возвращаться в свою страну.
Но что мы видим на деле?
-Основной закон РК провозглашает государственную охрану и защиту конституционных прав и свобод граждан, включая право на свободу передвижения и на беспрепятственное возвращение в страну. Это право является составным элементом правосубъектности личности.
Следует отметить, что и международный пакт ООН о гражданских и политических правах в императивной форме определяет, что «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну». Кстати, международный пакт о гражданских и политических правах является частью действующего права РК и международным договором, нормы которого подлежат выполнению и соблюдению всеми государственными органами и должностными лицами нашей страны. И подзаконные акты, принятые в РК, не должны противоречить этому международному пакту и Конституции страны.
Однако, к сожалению, пандемия коронавируса способствовала формированию правовой реальности, которая в ряде случаев расходится с нормами Конституции РК и международных стандартов ООН. Проявилось это, в частности, в проблеме возвращения в Казахстан граждан из зарубежных туров и служебных командировок, — отметил депутат Восточно-Казахстанского областного маслихата, доктор юридических наук Куат Рахимбердин.
Как известно, в Казахстане, как и во многих других странах, популярен выездной туризм. И очень здорово, что туризм сохранился, несмотря на все ограничения и сложности, обусловленные ситуацией с короновирусной инфекцией. При этом данные сложности, по словам депутата, были многократно усилены благодаря постановлению Главного государственного санитарного врача от 13.01.2022 г. № 3 «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией в пунктах пропуска на государственной границе республики».
В соответствии с этими правилами «все прибывшие лица при пересечении государственной границы Казахстана обязаны представить справку с отрицательным результатом теста на COVID-19 методом ПЦР (на казахском или русском, или английском языке), отобранного не ранее 72 часов на момент пересечения границы РК, независимо от наличия полного курса вакцинации против COVID-19, за исключением детей в возрасте до 5 лет при наличии справки у сопровождающих их лиц».
В постановлении «руководителям авиационных компаний предписывается пассажиров, не представивших справку независимо от наличия полного курса вакцинации против COVID-19, не допускать к посадке на борт воздушного судна, за исключением детей в возрасте до 5 лет при наличии справки у сопровождающих их лиц».
-Таким образом, на основании подзаконного нормативного правового акта —
постановления Главного государственного санитарного врача — граждане РК, находящиеся за пределами страны в качестве туристов или выполняющих задания служебных командировок, при отсутствии справки с результатами ПЦР-теста не допускаются к посадке в воздушные и водные суда, средства железнодорожного транспорта и фактически не допускаются к возращению в страну. Понятно, что ПЦР-тест им придется проходить по месту пребывания в туристической поездке или в служебной командировке. Как правило, его процедура носит платный характер и ее стоимость в разных странах колеблется от 20 до 150 долларов США с каждого человека.
Представим себе казахстанскую семью из четырех человек, выехавшую по путевке в тур за рубеж. Допустим, что у них ПЦР-тест дал положительный результат. Это значит, что данная семья не будет допущена к посадке в самолет в соответствии с турпутевкой. Ей придется остаться проживать в отеле в условиях карантинной изоляции и оплачивать услуги проживания, питания самостоятельно и за счет собственных средств. По окончании карантина им придется как обычным пассажирам, уже не являющимся клиентами туроператора, самостоятельно оплачивать авиаперелет в Казахстан или компенсировать штрафные санкции по неиспользованным авиабилетам.
Вполне очевидно, что это значительные денежные суммы и расходы, которые могут оказаться неподъемными для семей, выехавших в турпоездки. Известен случай, когда казахстанская семья в конце января этого года была вынуждена оформить экспресс-кредит для оплаты такого «недобровольного» проживания в отеле и последующего возвращения на родину. Что делать тем гражданам, которым отказали в предоставлении кредита, а свободных собственных средств для оплаты вынужденного продолжения турпоездки не имеется? — отмечает Куат Рахимбердин.
Кстати, подобных правил, препятствующих въезду граждан в свою страну, нет у наших ближайших соседей: России, Украины. И граждане этих государств без проблем возвращаются домой, где и проходят ПЦР-тест по месту жительства. Возникшая ситуация серьезно ущемляет конституционные права и свободы граждан РК в части возвращения на родину из туристических поездок и служебных командировок.
-Сложившаяся практика ограничений конституционных прав граждан на возвращение в страну выглядит как внесудебная репрессия и как использование карательных мер, напоминающих высылку и выдворение из страны во времена тоталитарного политического режима. Граждане, которым устанавливается фактический запрет на въезд в собственную страну, не только претерпевают правовые ограничения, сходные с карательными и присущие уголовному наказанию, но и испытывают моральные страдания, обусловленные их фактической дискриминацией по состоянию здоровья, — считает он.
В связи с данным постановлением, ущемляющим права граждан, депутат областного маслихата от ДПК «Ак жол» К. Рахимбердин и председатель Восточно-Казахстанского областного филиала ДПК «Ак жол» М. Шакиров обратились в Генпрокуратуру РК и Минздрав РК с просьбой дать правовую оценку данному постановлению Главного государственного санитарного врача, в части, касающейся ограничений во въезде в Казахстан для граждан с положительными результатами ПЦР-тестирования.
Кстати, стоит ли отрицать, что нередки случаи и ложноположительных результатов, полученных в лабораториях, то есть сегодня некоторые ученые признают, что ПЦР-тестирование не является гарантом 100% правильного результата.
-Следует принять во внимание, что данное постановление Главного государственного санитарного врача нарушает иерархию юридических источников и противоречит статье 21 Конституции РК, статье 12 международного пакта ООН о гражданских и политических правах. Необходимо принять меры к устранению препятствий в возращении граждан в Республику Казахстан из туристических поездок и служебных командировок, обязав их проходить ПЦР-тестирование по возвращении в Казахстан, в кратчайший срок, — обращаются в Генпрокуратуру и Министерство здравоохранения общественные деятели.
Кроме того, они предлагают уполномоченным государственным органам РК разработать алгоритм, исключающий оценку граждан-туристов и лиц, находящихся в служебных командировках, как потенциальных источников опасности заражения коронавирусной инфекцией и позволяющий обеспечить слаженное взаимодействие государственных ведомств в организации возвращения в Казахстан граждан, завершивших туристические поездки и служебные командировки.
Что ж, будет ждать ответа…
P.S. Сегодня мы видим, что страны снимают ограничения одна за другой, где понимают, что вирус уже — часть жизни, с ним придется жить, как и с другими болезнями, не закрываясь от жизни. Да и сама жизнь так динамично сейчас развивается, внося свои коррективы, поэтому и Минздрав должен мобильно реагировать на изменения, а также реагировать на мнения и предложения общественности.
Ольга СИЗОВА,
собкор «ЮГ» по Восточно-Казахстанской области