Касым-Жомарт Токаев в режиме онлайн провел совещание по вопросам противодействия коррупции. В своем выступлении он отметил, что бескомпромиссная борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов государственной политики. По мнению Президента, чтобы установить верховенство закона и построить настоящее правовое государство, прежде всего нужно искоренить коррупцию.
Как отмечено на сайте Акорды, Токаев полагает, что за последние годы в этом направлении сделаны важные шаги. Приняты конкретные меры для качественного функционирования судов, за три года были уволены либо понижены в должности 174 судьи. Во вновь созданные административные суды за полгода поступило 14 тыс. исков, в которых в половине случаев выигрывают заявители. Введена трехзвенная модель уголовного процесса. В результате в прошлом году прокуроры не допустили необоснованного вовлечения в уголовный процесс почти трех с половиной тысяч человек. Также реализован ряд других институциональных мер.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал коррупцию в сельском хозяйстве причиной подрыва продовольственной безопасности. Об этом он заявил в ходе совещания, посвященного борьбе с коррупцией, сообщает пресс-служба Акорды.
«Глава государства считает, что эффективная борьба с коррупцией немыслима без сугубо правоохранительной работы. Многие годы она сводилась к поимке взяточников с поличным без глубокого погружения в тему. Разные люди изобличались на одних и тех же должностях за решение одних и тех же вопросов. Коррупционеров регулярно ловили и отправляли за решетку, а причины и условия, из-за которых процветала коррупция, никого особо не интересовали», — сообщили в Акорде.
Лишь в последние годы, как отмечается, наметился отход от этой практики. «Здесь можно отметить выявление коррупционных схем, связанных с субсидиями в сельском хозяйстве. За последние пять лет государство выделило на поддержку аграриев более двух триллионов тенге. За это же время в данной сфере зарегистрировано 960 преступлений, к уголовной ответственности привлечено 450 лиц. Эта сфера на протяжении многих лет подвержена коррупции. Из-за этого государство понесло большой ущерб, подорвана продовольственная безопасность», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
В частности, по его словам, из 80 млрд тенге, выделенных на обводнение пастбищных угодий, половина была потрачена не по целевому назначению.
«В прошлом году, когда была засуха, крестьяне не находили корма, был падеж скота. В некоторых регионах крестьянам в качестве субсидий выдавали солнечные батареи. Откровенно говоря, никто не задумывался в том, что нужно сельчанам. Для того чтобы отчитаться, что освоены субсидии, цены на эти солнечные батареи указаны в кратном размере. Все это произошло из-за безответственности уполномоченных органов. Министерство сельского хозяйства и акимы должны нести ответственность за допущение такой растраты», — подчеркнул Токаев.
В стране действует более 600 только официальных информационных систем и баз данных. Неизвестно, сколько еще нефункционирующих, на которые также выделялись деньги государства и национальных компаний. Необходимо провести ревизию всех информационных систем, разработанных государственными структурами. В работе по цифровизации должны быть четко расставлены приоритеты. Одно дело, если это такой проект, как «Электронное правительство», который реально облегчает получение государственных услуг. Или «Сергек», укрепивший водительскую дисциплину на дорогах и исключивший человеческий фактор в фиксации дорожных нарушений.
«Кстати говоря, эти камеры, которые мы сейчас поставили во многих крупных городах, играют очень положительную роль. Надо увеличить количество данных камер. Я дал поручение по Алматы, где более 500 камер были специально выведены из строя бандитами во время известных событий. Нужно не только восстановить, но и увеличить количество камер. Дело не в том, что мы собираемся установить какой-то тотальный мониторинг или слежение за действиями наших граждан. Это вопрос их безопасности. И другой момент, когда под предлогом цифровизации бюджет расходуется бездумно. У нас это было. Надо признать. А потом еще ежегодно кто-то получает миллионы за обслуживание ненужных ресурсов. Антикоррупционной службе при анализе коррупционных рисков нужно обратить на это внимание», — отметил Президент.
Акцентируя внимание участников совещания, К.-Ж. Токаев заявил: «Нужно пересмотреть всю систему госзакупок и закупок в квазигосударственном секторе. Мы об этом говорим из совещания в совещание, и в Послании я уже говорил. Надо решать этот вопрос. Много лет коррупция и расточительство наблюдаются на всех этапах бюджетного процесса. Принимаемые меры ситуацию существенно не поменяли. В основном контролируются и соблюдаются формальные правила, громоздкость которых отпугивает добросовестных поставщиков. Нужно, чтобы в госзакупках участвовали производители, имеющие репутацию, соответствующую технику, квалифицированных работников и своевременно уплачивающие налоги. Сейчас же мы видим, что вместо реального искоренения коррупции происходит бюрократизация процесса. Много месяцев идут процедуры выбора поставщика, но все равно нет ни качества, ни добропорядочности. В общем, разные схемы применяются, какие-то изменения имеют место, но на самом деле, по сути, ничего не происходит. Зачастую, несмотря на все имеющиеся нормативные фильтры, заведомо известно, кто выиграет тот или иной тендер.
К примеру, за два года Казавтожол провел 99 конкурсов по закупкам услуг технического надзора. Половину из них выиграли четыре компании с явными признаками аффилированности. При этом в стране есть более 2000 аккредитованных организаций и 6000 аттестованных экспертов. Но при этом нужно исходить из того, что и компаниям, которые демпингуют, тоже нельзя давать дорогу к государственным закупкам. А то выставляют свои условия «на копейку», а потом выясняется, что на самом деле все обстоит иначе. Тут надо подходить очень внимательно, вдумчиво. Поэтому стоит ли удивляться тому, что в госзакупках редко участвуют серьезные компании международного уровня. А нам нужны серьезные компании с международной репутацией, это однозначно.
По мнению Президента, «в целом необходимо детально пересмотреть работу квазигосударственного сектора с точки зрения коррупционных рисков и расточительства. Ситуацию также усугубляет коррумпированность органов финансового контроля. Антикоррупционной службой выявлены факты, когда специалисты внутреннего госаудита сами организовывают жалобы. Затем по ним опять же сами проводят проверки, преследуя свои корыстные цели. За прошлый год только от одного ТОО подано 1600 таких жалоб, из которых 900 — удовлетворено. При этом другие, реальные, обращения игнорируются. Поэтому правительству совместно с агентствами по противодействию коррупции и финансовому мониторингу требуется кардинально изменить подходы к регулированию закупок государства и квазигосударственного сектора, включая систему государственного контроля в этой сфере».
«Между тем приходится констатировать, что пока не все госслужащие понимают суть проектного управления, обладают необходимыми знаниями и навыками. А мы сейчас ставим задачу — создание «облачной платформы», то есть это новый уровень управления экономикой и всеми общественными процессами. Поэтому государственным служащим нужно однозначно перестраиваться. Всем государственным органам следует активно вникать в новые форматы работы и использовать их на практике. В целом надо отходить от старых административных методов и повсеместно переориентироваться на современные технологии управления. Уполномоченному органу по делам госслужбы предстоит полностью перезагрузить систему государственной службы, чтобы она на деле стала сервисной и клиентоориентированной», — подчеркнул в завершение Президент.
Аида КАРАЖИГИТОВА