Одна из группировок, участвовавших в попытке государственного переворота в Казахстане, проживала в пятизвездочном отеле, а командный штаб бандитов располагался в гостинице «Казахстан» — об этом заявил Президент Касым-Жомарт Токаев в интервью агентству «Хабар» и телеканалу «Хабар 24». Невозможно не согласиться со следующими словами Главы государства: «Вскрываются такие факты, которые раньше было себе трудно представить».
Естественно, трагические январские события стали центральной темой в интервью. Президент заметил — масштабы погромов в Алматы все видели.
-Этих людей, естественно, материальные ценности не интересовали. Они руководили атаками на административные здания, их интересовали уголовные дела, досье на сотрудников правоохранительных органов, это была тщательно спланированная акция, по своей сути, террористическая, с привлечением боевиков из-за рубежа. Вы, наверное, обратили внимание, что боевики организовали захват аэропорта, сейчас следствие показывает, что аэропорт был захвачен для того, чтобы обеспечить проход через него граждан, прилетевших из одного центральноазиатского города. Это были подготовленные боевики, которые, естественно, прилетели под видом гастарбайтеров, их провели через пограничные стойки, запустили в город и приступили к руководству операции, — заявил Президент.
Единый план действий руководителей правоохранительных органов во время беспорядков отсутствовал, их руководители опасались брать на себя ответственность. Отчасти причиной этого стали законы, принятые после событий в Жанаозене в 2011 году — они «сковывали правоохранительные органы в применении оружия в таких ситуациях». Говоря о руководителях силовых структур, в той ситуации, он заметил:
-Я им сказал: если бы маршал Рокоссовский и маршал Жуков каждый день спрашивали бы разрешение у Сталина о тех или иных действиях — они бы выиграли войну? Это была настоящая война, нужно было брать на себя ответственность, наши законы таковы… Еще до публичного заявления я сказал, что по вооруженным бандитам мы должны открывать огонь, я взял ответственность на себя. А в своем заявлении я это дело повторил публично, потому что люди опасались — сегодня Президент говорит в кабинете или по телефону, а где это на бумаге? Я считаю, что Президент в таких ситуациях должен брать ответственность на себя. Я же дипломат, я знал последствия, что будет именно такая реакция. Но интересы государства, интересы безопасности наших граждан для меня превыше всего. Я в это время меньше всего думал о реакции на Западе, я думал о том, как навести порядок в стране.
Тема январских событий далека от того, чтобы быть закрытой, но — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев — он не станет предвосхищать ход следствия, это было бы неправильно. Но уже сейчас известно, что многие боевики, в том числе их командиры, успели покинуть Алматы: «кто-то растворился в сельской местности, кто-то переехал через границу, ушел в соседние республики, кто-то по-другому замаскировался и ушел в подполье». Известны случаи, когда боевики сбривают бороды, меняют внешность, превращаются в гражданских лиц, а если их арестовывают, пытаются представляться обычными людьми.
Вместе с тем затронул Глава государства и другой важнейший аспект этой темы: случаи незаконного содержания граждан. Все такие истории, а тем более применение в отношении граждан силовых методов, будут тщательно расследоваться. «То есть нужно очень серьезно разбираться с этим», — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Что касается вопроса применения силы в ходе ликвидации беспорядков, Президент подчеркнул: на мирных демонстрациях такого не было и не могло быть. Прозвучал и не дающий многим по каким-то странным причинам покоя вопрос о вводе миротворцев ОДКБ в страну в те дни: миротворцы не стреляли во время пребывания в Казахстане, ими не было сделано ни одного выстрела, заметил Президент.
Много предположений в обществе ходит о том, как произошла передача должности главы Совета безопасности от Нурсултана Назарбаева к Касым-Жомарту Токаеву. Президент поставил точку в этих неформальных общественных дискуссиях, подчеркнув — никакого торга по этой теме не было, когда ситуация обострилась, он заявил, что будет обращаться к нации и нужно решить этот вопрос, это было сразу сделано.
Главный международный аспект темы январских событий он прокомментировал так:
-Что касается международного расследования событий в Казахстане, я не считаю необходимым проводить такое расследование. Справимся сами, у нас есть люди честные, объективные.
В интервью Касым-Жомарт Токаев затронул практически все основные темы работы государственных органов. Коснулся он, в частности, судебной системы: ее состояние вызывает законную озабоченность, а темпы ее — вопрос дискуссионный. Но реформа системы идет.
-Мы сейчас значительно усиливаем статус Высшего судебного совета, который должен играть определяющую роль в принципе при подборе судей, — сказал казахстанский лидер.
Другой важнейшей социальной темой в интервью стало распределение национального богатства и характер экономики. Президент ранее говорил об этом, высказался и на этот раз — слишком важный вопрос для будущего страны:
-У нас люди, возможно, не очень образованные, но как-то им повезло в бизнесе, и это навевает размышления. Как так произошло? Возможно, они везучие. На самом деле меня это беспокоит. Что такое олигополия? Это классическое понимание того, что небольшая группа людей действительно полностью контролирует основные сектора экономики, что у нас и произошло. И, кроме того, она имеет серьезное влияние на принятие государственных решений, то есть они очень близки к высшему руководству. У нас это тоже имеется в полном объеме. Чтобы решить проблему, начинать надо с увеличения численности малых и средних предпринимателей.
Прозвучала и важнейшая для развития страны тема — о развитии высшего образования. Как известно, ранее казахстанский лидер говорил о необходимости открыть в стране филиалы российских технических вузов. На этот раз он углубил и разъяснил эту тему. При образовательном сотрудничестве с российскими вузами, во-первых, не существует языковой проблемы, во-вторых, это позитивно для развития двустороннего экономического сотрудничества, совместных предприятий. «Западные университеты тоже превращаются в конторы по печатанию дипломов. Плати деньги и, пожалуйста, получай через некоторое время диплом, чем наши некоторые молодые люди злоупотребляют», — добавил Касым-Жомарт Токаев. Но, отметил он, никакой обязательности при выборе молодыми людьми страны обучения не будет.
Самый главный, стратегический, тезис выступления Главы государства прозвучал так:
-Не будем критиковать то, что было раньше. В конце концов, это наша история, но моя миссия, как Президента, состоит в том, чтобы всё же достичь положительных результатов в трансформации всего общества, всей политической системы и в конечном счете естественной экономики. Я уже в первом своем выступлении с Посланием народу Казахстана сказал, что политика и экономика идут вместе. Нельзя в наших исторических реалиях говорить о том, что мы сейчас будем заниматься экономикой, а политика подождет. Выяснилось, что и политика играет свою роль импульса экономических преобразований. В конце концов мы все учились по Марксу, во всяком случае, мое поколение, и мы помним, что Маркс говорил на эту тему: «Да, основа — это экономический базис, но есть политическая надстройка, которая посылает свои импульсы в сторону экономического базиса, а иногда политическая надстройка играет более важную роль, нежели экономический базис». Это говорил Маркс.
Никакого переделывания законов и Конституции в Казахстане не будет больше, завершил он. В соответствии с ней более двух сроков занимать президентскую должность Касым-Жомарт Токаев не намерен.
Антон РОМОВ