Пользователи социальных сетей Казнета жалуются на мошенников, обильно расплодившихся в интернет-пространстве. Наиболее часты жалобы на звонки от псевдо-менеджеров «Каспи банка», когда сообщается о киберугрозе, при этом пользователю называют его домашний адрес и психологически давят, требуя переустановить личный кабинет.
Полиция ежедневно напоминает казахстанцам о необходимости повышенной бдительности в связи с действиями мошенников. Кроме того, 11 казахстанских банков опубликовали совместное обращение к
гражданам, в котором рассказали о схемах мошенничества.
Так, отмечается, что мошенники звонят и представляются сотрудниками банков, сообщают о подозрительной операции и выведывают данные для перевода денег со счета клиента. Например, просят сменить пароль в личном кабинете, сообщить новый пароль и секретный код из СМС-сообщения. Используя эти данные, мошенники переводят деньги со счета клиента или даже оформляют на его имя денежные кредиты. Отмечаются звонки, когда некие лица сообщают о возможной краже денег со счетов клиента и предлагают ему срочно перевести деньги на «зеркальный счет», «страховому агенту», в «страховую ячейку» и т.д. Легенда может быть разной, главное — чтобы клиент перевел деньги на указанные счета.
В некоторых случаях с помощью специальных компьютерных программ мошенники могут звонить с якобы номера банка. Они также рассылают сообщения по почте или в мессенджерах с информацией про
благотворительные акции, уникальные финансовые услуги, розыгрыши призов и многое другое. В этих сообщениях есть ссылки, по которым нужно ввести персональные данные или совершить какие-либо банковские операции, при этом, когда пользователь вводит данные своей карты, мошенники снимают с нее деньги. Также по ссылке может распространяться вирус, который предоставит мошенникам доступ к
приложению пользователя. Есть случаи, когда пользователя пытаются убедить в том, что кто-то пытается
зайти в его личный кабинет, и предлагают скачать приложение для обеспечения дополнительной безопасности. На самом деле это приложение дает мошенникам доступ к телефону пользователя, и после
этого они могут совершать звонки и осуществлять финансовые операции от имени клиента.
В своем обращении казахстанские банки также отмечают, что мошенники стараются напугать человека, заставить его отдать деньги быстро, не дают возможности подумать, сориентироваться в ситуации.
Чтобы уберечься от мошеннических схем, специалисты служб безопасности казахстанских банков предлагают следующий алгоритм действий. Во-первых, не разговаривайте с лицом, вызывающим недоверие даже в малейшей степени. Положив трубку, проверьте сохранность денег на счете, если есть вопросы, звоните в колл-центр банка. Во-вторых, не устанавливайте мобильные приложения, если вас об этом просят незнакомые люди. Не переходите по ссылкам, даже если сообщение пришло от имени известного банка или компании, так как, нажав на ссылку, вы можете запустить вредоносный компьютерный вирус, который поможет мошенникам украсть ваши деньги с банковских счетов. В-третьих, не заполняйте анкеты с личными данными, не сообщайте пароль от своего личного кабинета в мобильном приложении или интернет-банкинге либо реквизиты карты (номер, срок действия, CVV/CVC-код (трехзначный код на обратной стороне карты), СМС-код для подтверждения совершаемой операции: платежа, перевода и др.).
Пользователи социальных сетей, проявляя солидарность, делятся информацией о новых мошеннических схемах. Как выяснилось, теперь мошенники звонят еще и от лица «Казахтелеком», предлагая подключить эксклюзивный ТВ-пакет, но для этого опять-таки просят уточнить персональные данные. Остальное, как говорится, дело техники. Отметим, что глава Департамента полиции Алматы Канат Таймерденов сообщал на своей странице в «Фейсбуке», что мошенники в своих целях часто пользуются специальными компьютерными программами, достоверно имитирующими голоса близких родственников или супругов. Поэтому необходимо заранее договориться с близкими о секретном кодовом слове, которое не должны знать посторонние. Напоследок расскажем о новой схеме телефонного обмана, недавно появившейся в РФ, а значит, в перспективе возможной и у нас. Итак, злоумышленник звонит гражданину, представляется сотрудником банка и говорит, что на имя пользователя хотят оформить онлайн-кредит. Чтобы уберечь
средства, жертве советуют «обыграть мошенников» и оформить онлайн-кредит на ту же сумму, обналичить поступившие деньги, затем перечислить их на резервный счет, чтобы тут же погасить задолженность. Через некоторое время гражданину звонит соучастник преступления и представляется полицейским, который
убедительно рекомендует выполнять все, что говорил «сотрудник банка», обманывая доверчивого пользователя. При этом, как отметила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк, пользователь, посмотрев на номер телефона, действительно начинает верить злоумышленникам, так как ими используются номера, которые могут быть закреплены как за банками, так и за различными подразделениями Министерства внутренних дел.
Диас ЭМИР