В Казахстане отмечена устойчивая тенденция снижения коррупционных преступлений. При этом неизменным приоритетом в работе Антикоррупционного ведомства остается пресечение фактов коррупции с участием высокопоставленных руководителей.
Об этом сообщил председатель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев на заседании коллегии ведомства. Подводя итоги работы за 2020 год, Алик Шпекбаев открыто рассказал о громких фактах коррупции в государственных органах, о хищениях денег во время пандемии, а также о роскошной жизни казахстанских чиновников. Как подчеркнул глава Антикора, главный принцип в работе ведомства — обеспечить неотвратимость наказания.
— В отчетном периоде пресечено 25 особо тяжких и 1368 тяжких преступлений, а также 112 фактов системной коррупции. В суде рассматривается четыре дела по фактам создания ОПГ. К уголовной ответственности привлечено 210 руководителей различного ранга. Осуждено 722 лица, в числе которых один аким области,
четыре заместителя областных акимов, два ответственных секретаря, два председателя комитетов, один посол, пять судей, 10 районных акимов и их заместителей. Расследуются уголовные дела в отношении пяти вице-министров, пяти председателей комитетов и их заместителей, а также пяти топ-менеджеров квазигосорганизаций, — перечислил Алик Шпекбаев. Председатель Агентства констатировал рекордное возмещение ущерба по уголовным делам, связанным с коррупцией.
— Сумма возмещенного ущерба по уголовным делам составила 50,7 млрд тенге, что более чем в два раза выше показателя 2019 года. Объем кратных штрафов по фактам взяточничества и хищений составил 2,8
млрд тенге, арестованного имущества — 1,2 млрд тенге, — отметил председатель Агентства.
Отдельный акцент Алик Шпекбаев сделал на вопросе ответственности руководителей за коррупционные действия подчиненных. Он заявил о коллегиальном решении своих коллег, что только за один факт коррупции, совершенный сотрудником Агентства, его непосредственный руководитель будет автоматически освобожден от занимаемой должности.
— Исключения будут делаться лишь в том случае, если руководитель самостоятельно выявил и пресек коррупционное преступление, — уточнил он. По данным Агентства, в 2020 году за коррупцию подчиненных
отправлены в отставку шесть политических служащих, к дисциплинарной ответственности привлечены еще девять политических, а также 39 руководителей, занимающих должности административной
госслужбы, и пять топ-менеджеров квазигоссектора.
— Руководителями хотят быть все, но не каждый готов нести ответственность за подчиненного. Подать формальное заявление об отставке и реально уйти в отставку — две разные вещи. Поэтому пришло время, когда наряду с законом необходимо руководствоваться и морально-этическими принципами, — считает глава антикоррупционного ведомства.
Алик Шпекбаев подверг жесткой критике действия отдельных чиновников и топ-менеджеров в период пандемии. По его словам, Агентством зарегистрировано 100 уголовных дел, из них почти половина — это хищения средств, выделенных на антикризисные меры. Пресечены факты приобретения 132 аппаратов ИВЛ по завышенной стоимости на сумму более двух миллиардов тенге.
— В условиях пандемии, когда народ возлагал надежды на тех, кому делегированы властные полномочия, отдельные беспринципные чиновники и топ-менеджеры, не боясь ни закона, ни бога, восприняли свои
должности как высокодоходный личный бизнес, занявшись хищением бюджетных средств и получая на системной основе взятки. Обогащение на горе своего народа равносильно предательству и убийству, — подчеркнул спикер. Ряд нареканий глава Агентства высказал по поводу нескромного поведения госслужащих, включая их стремление к роскошному образу жизни.
— Семейные фотографии с фешенебельных курортов, шоппинг в дорогостоящих брендовых магазинах, люксовые аксессуары, шкуры краснокнижных животных и представительские автомобили — все это в мгновение ока становится достоянием социальных сетей и закономерно вызывает критику граждан. Скромность должна перейти в разряд императивных норм поведения госслужащих, — отметил Алик Шпекбаев.
Он назвал такое поведение алчностью, дискредитирующей весь госаппарат, и поручил сконцентрироваться на пресечении системной коррупции с участием высокопоставленных руководителей. Для повышения профилактического эффекта председатель Агентства считает необходимым шире применять общественные работы в качестве наказания за коррупционные преступления.
— Опыт человечества в части жесткой изоляции лиц от общества показывает, что тюрьма крайне
редко исправляет человека. Неслучайно в ряде стран ОЭСР в качестве основного или дополнительного наказания за коррупционные преступления довольно успешно применяют общественные работы.
Несмотря на регламентированную уголовным законодательством возможность привлечения к общественным работам за коррупционные преступления небольшой и средней тяжести, в Казахстане данный вид наказания судами практически не назначается. На мой взгляд, этот институт необходимо активизировать, прежде
всего с точки зрения сильнейшего профилактического эффекта, — добавил Алик Шпекбаев.
Линара САКТАГАНОВА