За последнее десятилетие в Казахстане стремительно развиваются и внедряются цифровые технологии. Электронные услуги привлекают все большее внимание идущих в ногу со временем граждан. Особую значимость возможность оказания бесконтактных услуг, позволяющая обратиться в различные ведомства и службы на местах за получением соответствующих госуслуг в Электронном виде, получила в период пандемии.
О проводимой работе по оказанию государственных услуг рассказала заместитель руководителя Департамента юстиции Акмолинской области, уполномоченный по этике Гульмира АКИМОВА.
— Гульмира Муталлаевна, какая работа проводится органами юстиции Акмолинской области по оказанию государственных услуг в электронном формате?
— Цифровизации услуг, а также модернизации своей деятельности в соответствии с современными требованиями органы юстиции уделяют особое внимание. Неудивительно, что с каждым годом расширяется спектр электронных услуг. Это позволяет обеспечить оперативность, прозрачность, доступность в работе. Благодаря электронным услугам в настоящее время жители отдаленных районов нашей области могут
получить ряд услуг через интернет. На портале «электронного правительства» еще с 2012 года согласно реализации Указа Президента «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» реализована новая электронная государственная услуга «Апостилирование официальных документов, исходящих из органов юстиции, и иных государственных органов, а также нотариусов Республики Казахстан». Воспользоваться
данной услугой может любой гражданин, при наличии электронной цифровой подписи, путем сканирования копий документов, которые необходимо апостилировать. Услуга оказывается в течение одного рабочего
дня. При этом следует учесть, что введение электронного заявления на апостилирование документов не исключает возможности подачи заявления на бумажном носителе. Также, согласно Реестру государственных услуг, Департамент юстиции оказывает следующие электронные государственные услуги: проведение аттестации на право занятия нотариальной, адвокатской и на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя; принятие заявлений, регистрация и выдача печатей нотариуса. Оказание данных государственных услуг регламентировано Законами РК «О нотариате», «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», а также соответствующими Правилами.
— Какие подразделения входят в систему органов юстиции?
— Единую систему органов юстиции Акмолинской области составляют: Департамент юстиции и межрайонные управления юстиции, а также его структурные подразделения, в том числе институт судебных экспертиз по Акмолинской области, филиал РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан», коллегия адвокатов, Нотариальная палата, Палата юридических консультантов, а также Палата частных судебных исполнителей.
— Каковы преимущества предоставления государственных услуг в электронном виде?
— Преимущество бесконтактного, электронного получения услуг — это в первую очередь экономия времени. Вся запрашиваемая информация в любое время суток может отправлятся из дома или офиса. Отсутствует необходимость личной явки в органы юстиции и ожидания своей очереди приема к специалисту. Предоставление документов с электронной подписью не требует дублирования этих документов на бумажных носителях (при оказании ряда услуг). При этом цифровизация позволяет экономить расходные материалы. Получение услуг в электронном виде экономит расходы на бумагу, распечатку и копирование, хранение документов на бумажных носителях, а также минимизированы сроки оказания электронных услуг.
— Упрощает ли цифровизация процедуру предоставления государственных услуг?
— Да, процедуры госуслуг продолжают упрощаться. Например, значительно сокращен срок регистрации некоммерческих организаций с 10 до пяти рабочих дней, перечень необходимых для этого документов также сокращен. При этом часть регистрационных данных в скором времени будут изменять сами юридические лица с помощью ЭЦП (электронная цифровая подпись), что говорит не только об упрощении процедуры, но и о доверии государства к субъектам бизнеса и некоммерческим организациям. В целях оптимизации государственных услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния внесены поправки более чем в 50 статей Кодекса «О браке (супружестве) и семье». Для удобства граждан введен экстерриториальный принцип всех видов регистрации актов гражданского состояния, выдачи повторных свидетельств и справок. Теперь при необходимости получения повторного свидетельства о рождении, вне зависимости оттого, в каком регионе родился человек, повторное свидетельство о рождении можно получить в любом регистрирующем органе по желанию. По выбору родителей регистрация рождения ребенка может быть оказана проактивным способом, т.е. посредством СМС-уведомлений. Предусмотрена возможность регистрации рождения ребенка и выдача свидетельства о рождении в случаях отсутствия у матери документов, удостоверяющих личность. Теперь возможно присвоение двойных имен и отчеств через дефис.
Расширен перечень документов для регистрации рождения детей, свидетельства которых выданы за
пределами Республики Казахстан. Это позволяет родителям получать в электронном виде такие государственные услуги, как постановка на очередь в детские дошкольные учреждения, прикрепление к
медицинским организациям, назначение адресной социальной помощи и т.д. В связи с их автоматизацией исключены некоторые виды регистрации актов гражданского состояния. Автоматизирована процедура регистрации расторжения брака на основании решения суда. Данные сведения будут автоматически поступать в информационную систему Министерства юстиции, и в актовой записи о заключении брака будет проставляться отметка о его расторжении.
— Есть ли необходимость гражданам предоставлять различные справки из суда, медицинское свидетельство и т.д.?
— На сегодняшний день это все исключено, так как регистрирующий орган может получить из информационных систем госорганов (решение суда, медицинское свидетельство, сведения о зарегистрированных актовых записях в РК и др.). Это очень удобно для граждан, не затрачивается время, позволяет сократить временные и финансовые затраты граждан, а также перевести в цифровой формат процесс оказания государственных услуг. В условиях стремительного развития в нашей стране интернет-технологий, в рамках совершенствования работы по осуществлению госрегистрации, нормативных правовых актов и сокращения бумажного документооборота осуществлен полный переход к электронной госрегистрации нормативных правовых актов всех центральных и местных органов государственного управления посредством интранет-портала государственных органов.
Гульбаршин САЛЫК,
соб. корр. «Юридической газеты»