12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Игры без правил

К НОВОМУ ГОДУ МЫ ПРИВЫЧНО ЖДЕМ ЧУДА, ПРИЯТНЫХ ПОДАРКОВ. И НЕ ТОЛЬКО МЫ. В ПРЕДНОВОГОДНИЕ ДНИ УЧАСТИЛИСЬ ЗВОНКИ ОТ МОШЕННИКОВ. ОНИ ТОЖЕ НАДЕЮТСЯ НА НАС…

И вроде уже все знают, как не попасться на их злонамеренные уловки. Но порой в спешке об этом забываешь. Вот и я среди суеты чуть не попалась на их крючок. Рассказываю. Оба мошенника звонили из поликлиники. И я ненароком, как говорится, по запарке, вступила с одним из них во вроде бы безобидный разговор. Это была моя первая ошибка. Звонивший представился «Кайратом», и настоятельно стал убеждать пройти обследование на «цифровом рентгене», и мы стали выбирать с ним день процедуры. И снова это было моей оплошностью, как и та, что я не уточнила, о какой именно поликлинике идет речь. Сошлись на том, что мне следует подойти на следующей неделе. И тут он велел мне заглянуть в отправленное им только что смс-сообщение о времени записи на прием, и сообщить ему что-то там. Вот тут-то я и поняла с кем имею дело, отправив «Кайрата» куда следует. Через день опять звонок якобы из регистратуры. Здесь уже моя реакция была предсказуемой… Телефонное мошенничество приняло характер современной эпидемии. Звонок с незнакомого номера для доверчивых граждан может стать началом финансовой катастрофы, когда «голос в трубке» получает доступ к их данным. Масштабы этого явления впечатляют. Так, в прошлом году только жители Алматы отдали кибермошенникам 34 млрд тенге. Вы только представьте себе эту сумму! Приводя эти цифры, официальный представитель Департамента полиции Салтанат Азирбек рассказала, что именно 70 процентов преступлений связаны с цифровым мошенничеством, поэтому во всех регионах были созданы управления по противодействию киберпреступности. С начала года в Северо-Казахстанской области зарегистрировано 563 случая интернет-мошенничества, 407 из которых связаны с оформлением кредитов по указке аферистов. Таких примеров очень много и во всех других регионах. Организаторы мошенничества могут находиться в другой стране и использовать интернет для поиска жертв. Преступная сеть не сидит сложа руки, изобретая все новые, изощренные способы отъема денег у граждан, представляясь сотрудниками банков, правоохранительных органов, почтовой службы и т.п. Цель – назовите код, возьмите кредит и др. Но бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Свой «вклад» вносят и наши соотечественники, в корыстных целях соглашаясь участвовать в схеме в качестве дропперов, помогая обналичивать деньги. Для противостояния этому «коллективному» криминальному бизнесу, для дропперов введена уголовная ответственность, с лишением свободы до 7 лет. Сильно ли это изменило ситуацию? Совокупный ущерб от телефонного мошенничества – реальные миллиардные потери. Преступники атакуют всех без разбора, от пенсионеров до публичных фигур, как это было в скандальном случае с певицей Ларисой Долиной, которая лишилась 180 миллионов рублей. Вымогатели и у нас ничем не гнушаются. До сих пор на сайтах встречается навязчивая и назойливая реклама о «сногсшибательной выгоде» акций НАК «Казатомпром», которую ИИ умело вставляет в уста известных казахстанских персон. В общем, остановить поток обмана никак не получается. Страна, размашисто шагающая в чудесную цифровую реальность, и разрекламированный «суперкомпьютер» пока не обеспечили людям технологическую защиту. Нет надлежащих правовых мер и барьеров, способных прекратить это безобразие.

Хотя вроде все примитивно – технологический арсенал преступников строится на элементарном звонке и методах дешевого психологического воздействия, манипуляциях человеческими эмоциями. Для достижения корыстных целей этот легион современных мошенников показал себя высокоорганизованной преступной группировкой, мастерски играющей на самых сильных чувствах человека. Они манипулируют страхом, имитируя проблему, возникшую с кем-то из близких людей – авария, задержание и надо, мол, немедленно спасать. Или же сотрудник банка, правоохранительных органов или даже налоговой службы вдруг сообщает о «блокировке счета из-за подозрительных операций», и жертва торопится перевести деньги на «защитный» или «временный» счет. Используются технологии голосовых дипфейков на образцах абсолютно идентичного голоса родных. Сегодня это оказалось очень просто. При этом общий элемент мошенничества – срочность и давление. Времени на раздумья нет. «Здесь и сейчас». Эти миллиардные суммы преступного «навара» показывают, что в борьбе с невидимым врагом необходимо от разъяснений переходить уже к системе комплексной защиты, к действиям и мерам на государственном уровне. Как говорится, по всем «фронтам». Конечно, надежда в первую очередь на себя. Главным щитом является наша индивидуальная осмотрительность. Защитить себя мы можем сами. Контролируя свое поведение, включая критическое мышление и делая так необходимую паузу. Любой неожиданный звонок, преследующий передачу денег, конфиденциальных данных (пароли, коды из SMS, данные карт), должен вызывать у нас подозрение. Вот здесь как раз нужна пауза. Никакой паники и действий по указке звонящего. Можно же позвонить в банк или родному человеку, чтобы удостовериться в информации. Нам пора помнить и о так называемой цифровой гигиене, предполагающей защиту конфиденциальной информации о личных данных (паспорт, данные карт), прежде всего в мессенджерах или по телефону. Эксперты советуют позаботиться о надежном пароле и двухфакторной аутентификация (2FA), использовать для важных аккаунтов сложные уникальные пароли и 2FA, что значительно усложняет их взлом. Ситуация требует осторожности в соцсетях – это означает ограничить публичный доступ к личной информации, фотографиям и списку друзей, которые могут быть использованы для подготовки атаки. Можно использовать встроенные функции смартфона для блокировки незнакомых номеров или спама, а также специальные приложения для фильтрации звонков, которые помечают подозрительные номера. Это то, что мы можем сами. Сегодня речь также идет об ответственности бизнеса и операторов связи, ведь финансовые институты и телеком-компании стали полем и передовой линией, ареной масштабного мошенничества. И здесь не все благополучно, судя по информации об утечке наших данных именно из банков. Извлечены ли уроки, названы ли виновные? Закреплена ли персональная ответственность банковских служащих и топ-менеджеров за защиту данных клиентов? Внедрены ли продвинутые антифрод-системы, отслеживающие и блокирующие подозрительные транзакции в реальном времени? Даже если да, то особого эффекта пока не ощущается. Есть вопросы и к операторам связи относительно услуг по фильтрации спам– и мошеннических звонков, в том числе опасного контента и в популярных мессенджерах. И главное – пора усиливать законодательные и правоохранительные меры, чтобы создать максимально неблагоприятную среду для деятельности мошенников, от организаторов до исполнителей низового звена (дропперов, в чьи ряды несложно вовлечь и молодежь, студентов, которые всегда нуждаются в деньгах). Интересно и то, почему направо и налево раздаются незарегистрированные сим-карты, с которых осуществляются звонки? Ни для кого не секрет, что мы имеем дело с преступными транснациональными группировками, действующими из-за рубежа. Поэтому критически важны согласованные действия правоохранительных органов разных стран. Но пока все это на уровне проб и призывов, конечно, опять-таки все упирается в личную осторожность и настороженность. Для этого просто необходимы масштабная информационная работа, просветительские кампании, неустанное обучение правилам цифровой безопасности всех, «от мала до велика». Надо уже рассматривать телефонное мошенничество не просто как уголовное преступление, а как сложную социально-технологическую проблему, касающуюся базовых человеческих вопросов. Ведь уже понятно, что победить его исключительно силовыми или техническими методами затруднительно. Эффективным решением может быть только комплекс мер с использованием технологий, права и образования. Преступники будут искать новые способы обмана. Их уже не остановить. Поэтому требуется создание барьеров на всех уровнях, начиная от банковских систем до фильтров операторов связи. И чтобы преступники почувствовали силу законодательства и силовиков. А сегодня, повторюсь, вся надежда на осведомленность и бдительность самих граждан. Самый надежный способ остановить мошенника – это сказать «нет», положить трубку и если надо, то перепроверить информацию. Мы не должны быть пассивными жертвами. Став активными участниками своей цифровой безопасности, мы поможем разрушить многомиллиардный бизнес, остановить глобальную и живучую пандемию телефонного мошенничества, не признающего национальных границ, демонстрируя удивительную изобретательность и адаптируемость к местным условиям. Без нас они никто – давайте оставим их ни с чем. Пусть теперь игра пойдет по нашим правилам.

Акмарал АБДУЛОВА

Что смягчает административную ответственность?

Понятие «смягчающие обстоятельства» встречается во многих отраслях права, и...

Регион высоких стандартов

КОСТАНАЙСКАЯ ОБЛАСТЬ СТАЛА ГЛАВНЫМ ИНДУСТРИАЛЬНЫМ ДРАЙВЕРОМ СТРАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЧЕТВЕРТЬ...

2026 жылы МӘМС бойынша төлемдер өзгере ме?

2026 жылға арналған ең төменгі жалақы мөлшері бұрынғы деңгейде...

Изменятся ли платежи на ОСМС в 2026 году?

Минимальную заработную плату на 2026 год утвердили на прежнем...

Жаңа жылға орай полиция күшейтілген жұмысқа көшті

ҚР Премьер-министрі Олжас Бектеновтің төрағалығымен өткен құқық бұзушылықтардың алдын алу жөніндегі ведомствоаралық комиссияның отырысында ішкі істер министрінің орынбасары Игорь Лепеха жаңа жылдық мерекелерде азаматтардың қауіпсіздігін қамтамасыз ету бойынша жүргізіліп жатқан жұмыстар туралы баяндады.