Завершая 2025-й год, предприниматели Восточного Казахстана пытаются решить системные проблемы, которые ожидаемо могут перейти в 2026-й год.
В Палате предпринимателей ВКО в ходе заседания Совета машиностроения представители предприятий региона обсудили проблемные вопросы и риски, возникающие в связи с переходом на новый «Реестр казахстанских товаропроизводителей», который должен заработать с 1 января 2026 года и определить доступ предпринимателей к государственным закупкам. Бизнес-сообщество обеспокоено высокой степенью регуляторной нагрузки и рисками, способными возникнуть при внедрении нового инструмента. Представители отрасли отметили, что при вводе реестра без доработки ряда норм существует угроза срыва участия предприятий в государственных закупках в I квартале 2026 года. «Среди ключевых вопросов, поднятых участниками встречи – необходимость автоматического включения в реестр держателей индустриального сертификата; возможность внесения в реестр ранее произведенной готовой продукции, по которой отсутствуют видеоматериалы изготовления. Кроме того, отмечается неопределенность методики оценки производственных мощностей и критериев нового производства; отсутствие четкого механизма определения уровня локализации и доли внутристрановой ценности; отсутствие ясности по классификации предприятий по низким, средним и высоким показателям производственной деятельности. Необходимо временно ограничить госзакупки, пока процесс внедрения реестра полностью не отработан, чтобы исключить коррупционные риски», – отмечают в Палате предпринимателей ВКО. Кроме того, вопросы вызывает видеофиксация производственных процессов для подтверждения локализации и требование установить камеры на каждом участке цикла производства, что ведет к дополнительным финансовым затратам для многих предприятий. Палата предпринимателей ВКО проблемные вопросы, озвученные бизнесом, направила в Департамент обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен». Свои проблемы имеются и у владельцев «магазинов у дома». «Представители бизнеса считают, что вместо меморандума необходимо заключать полноценный договор, который несет юридическую силу и позволит закрепить обязательства сторон. Этот вопрос подняли на заседании Совета по развитию торговли. По словам владельцев малых продуктовых магазинов, многие отдаленные районы остаются неохваченными торговыми точками Стабилизационного фонда. Предприниматели отмечают, что, работая на постоянного клиента, потребителя, они стараются обеспечить ассортимент, даже продавая овощи себе в убыток из-за установленной низкой торговой надбавки», – прокомментировали в ПП ВКО. Кстати, еще в июне владельцы магазинов поднимали этот вопрос, предложив повысить надбавку на продукцию стабфонда с двух до 15 процентов на уровне разрешенной наценки для социально значимых товаров. По словам председателя Ассоциации торговых предприятий ВКО Владимира Бердника, вопрос пока так и не сдвинулся с места. А в СПК «Ертіс» пояснили, что стоимость овощей формируется на основании средних цен по данным статистики и должна быть ниже рынка на десять процентов, кроме того, компания намерена увеличить количество собственных торговых точек. Тем не менее, представители малого бизнеса считают, что наиболее эффективным будет сотрудничество с существующими магазинами «у дома» в микрорайонах. – Зачем открывать новые точки, если можно работать с небольшими магазинами в отдаленных районах? Мы все равно закупаем овощи на оптовке, население вынуждено покупать их по рыночной цене. Программа направлена на стабилизацию цен, и мы готовы в этом участвовать. Прибыли здесь для нас нет, мы просто хотим обеспечить людей доступными товарами. Но при наценке двух процентов мы работать не можем: только эквайринг составляет 2,5 процента, не говоря уже о других расходах. Просим рассмотреть наценку до 15 процентов, как на социально значимые товары, – считают предприниматели. По итогам заседания предложения бизнеса направлены в комиссию для дальнейшего рассмотрения вопроса торговой надбавки на продукцию Стабфонда. Ряд острых проблем подняты бизнесом ВКО и области Абай на встрече предпринимателей с бизнес-омбудсменом Канатом Нуровым, а в центре обсуждения стали системные барьеры, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса. Так, председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействия коррупции Игорь Шацкий обратил внимание на проверки Высшей аудиторской палаты. – Ситуации, когда заключения Высшей аудиторской палаты становятся основанием для требований вернуть государственные средства, остаются болезненными для бизнеса. Нередко предприниматели вынуждены возвращать субсидии, хотя обязательства выполнены и имущество на месте. Необходимо, чтобы спорные заключения ВАП сначала проходили процедуру обжалования, – отметил он. В итоге принято решение подготовить инициативное письмо в Генеральную прокуратуру РК. Еще один актуальный вопрос для области Абай и ВКО – экологические выплаты. По словам Игоря Шацкого, в регионах, относящихся к зонам экологического риска, предприниматели несут дополнительные расходы при выплате льгот сотрудникам. – Работодатели фактически выполняют социальную функцию государства. Мы предлагаем вынести вопрос на республиканский уровень и рассмотреть возможность разделения расходов с бюджетом, – отметил он. Бизнес-омбудсмен поддержал этот вопрос, отметив, что будут подготовлены письма в правительство. – Мы обязаны создавать условия, при которых предприниматель будет развиваться, а не тратить силы на борьбу с бюрократией. Все поднятые вопросы будут рассмотрены, и по каждому мы ожидаем конкретные решения, – сказал Канат Нуров. Как отметили участники встречи, открытый диалог с властью помогает оперативно устранять барьеры. – Государство слышит бизнес – и это важно. Мы готовы участвовать в рабочих группах и совместно вырабатывать изменения в законодательство, – подчеркнули бизнесмены. Еще одна проблема: угроза остановки работы водителей самосвалов из-за внедрения новых правил. В Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области прошла встреча с участием представителей бизнеса и Инспекции транспортного контроля, обсудивших изменения законодательства, которые вступят в силу с 1 января 2026 года и затронут перевозки грузов самосвалами. Дело в том, что по новой редакции ст. 38-2 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте», перевозка грузов самосвалами, масса которых превышает установленную законодательством допустимую общую массу автотранспортного средства, по дорогам общего пользования и по улицам населенных пунктов, будет запрещена. По информации Инспекции транспортного контроля по ВКО, избыточная масса приводит к ускоренному разрушению дорожного покрытия, дополнительную нагрузку создают также другие тяжеловесные машины – бетоносмесители, автокраны и спецтехника, а новые меры позволят снизить перегруз дорог. К слову, за несоблюдение требований предусмотрена административная ответственность, в том числе штрафы. Однако бизнес-сообщество региона выразило обеспокоенность с введением новых норм. – Предприниматели сообщили, что автотехника приобретена недавно и заменить ее в условиях текущего рынка невозможно. Ряд контрактов уже оказался под угрозой срыва. Некоторые владельцы рассматривают возможность переоборудования машин, например, уменьшения кузова. Однако такие изменения требуют согласования с заводом-изготовителем, поскольку технические характеристики автомобиля закреплены в техпаспорте. Кроме того, переход на альтернативную технику, например, «КАМАЗ», для многих компаний экономически невыгоден: выше расход топлива, стоимость обслуживания и запасных частей. Предприниматели предлагают продлить переходный период до момента естественного износа техники, ориентировочно сроком на три года. Это позволит избежать остановки бизнеса и даст возможность компаниям планово обновить автопарк, – рассказали в ПП ВКО. Таким образом, инициировано заключение меморандума, предусматривающего временное регулирование перевозок до износа самосвалов. – Мы понимаем, что изменения направлены на сохранение дорожной инфраструктуры и повышение безопасности перевозок. Вместе с тем важно, чтобы внедрение новых требований не нанесло удар по предпринимателям, которые вложили значительные средства в закуп самосвалов. Палата предпринимателей выступает за диалоговый формат, – подчеркнула заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Айжан Жангирханова. Палата предпринимателей ВКО намерена обратиться в уполномоченные органы с предложением о продлении переходного периода внедрения новых требований. А между тем с 1 января 2026 года грядет еще одно новшество – в соответствии с новым Налоговым кодексом РК плата за пользование лицензиями на хранение и реализацию алкогольной продукции исключается. В настоящее время лицензионный сбор за право занятия деятельностью по хранению и реализации алкогольной продукции составляет достаточно внушительную сумму в зависимости от статуса населенного пункта: 200 МРП – в городах республиканского и областного значения; 70 МРП – в районных центрах и поселках; 30 МРП – в сельских населенных пунктах. При переоформлении лицензии предусмотрена оплата в размере десять процентов от ставки лицензионного сбора. Что остается на прежнем уровне? Лицензионный сбор (первая плата за получение лицензии) и получение лицензии на каждую точку продажи алкоголя. В Департаменте государственных доходов напоминают, что все операции по выдаче и переоформлению лицензий осуществляются исключительно через официальный портал egov.kz и elicense.kz. Оплата производится только безналичным способом – через банки второго уровня или систему eGovPay. «Обзвон налогоплательщиков и требования кодов сотрудниками органов государственных доходов не осуществляются, – предупреждают в Департаменте госдоходов о мошенничестве с лицензиями на алкоголь. – Любые сторонние предложения об ускорении процесса должны вызывать настороженность. Будьте бдительны!».
Подготовила Ольга СИЗОВА, собкор «ЮГ» по ВКО


