В ПОЛИТИЧЕСКИХ КРУГАХ КАЗАХСТАНА ПРОДОЛЖАЮТСЯ БУРНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕФОРМЫ, ИНИЦИИРОВАННОЙ ПРЕЗИДЕНТОМ КАСЫМ-ЖОМАРТОМ ТОКАЕВЫМ. ЭТА ИНИЦИАТИВА, ЗАЯВЛЕННАЯ КАК ЧАСТЬ МАСШТАБНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ВЫЗЫВАЕТ ЖИВОЙ ИНТЕРЕС КАК У ГРАЖДАН, ТАК И У ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА. ОДНАКО, КАК ПОДЧЕРКИВАЕТ ВЫСШЕЕ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ, ОСНОВНОЙ СМЫСЛ РЕФОРМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ В ОСЛАБЛЕНИИ, А В УКРЕПЛЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на торжественном мероприятии по случаю Дня Республики, отметил необходимость сохранения сильного центра, ссылаясь на глобальные тренды и безопасность. По его мнению, в современном неспокойном мире парламентские системы уже не выполняют своего предназначения с точки зрения безопасности и порядка. – В недавнем Послании мною заявлено о запуске реформы Парламента. Заблаговременное анонсирование этой инициативы демонстрирует открытость политических процессов в нашей стране. Трансформация законодательной ветви власти станет логичным продолжением масштабных преобразований, осуществленных в последние годы, – подчеркнул Глава государства.
Президент подчеркнул, что все инициативы, которые сейчас обсуждаются, формируются исходя из реальных интересов и запросов граждан и направлены на эволюционное развитие Казахстана. – Наша страна должна развиваться, идти вперед, никаких сомнений нет и не может быть. Планируемые преобразования усилят полномочия и авторитет Парламента, – отметил он. Глава государства уточнил, что изменения коснутся не только структуры самого парламента, но и разделов Конституции, которые регулируют полномочия президента, правительства и другие ключевые элементы политической системы. – По общему объему поправок и с учетом уже реализованных инициатив в рамках конституционной реформы 2022 года данные преобразования вполне сравнимы с принятием новой Конституции, – добавил Президент. Глава государства вновь подчеркнул, что все предложения исходят из интересов и запросов граждан, направленных на поступательное и устойчивое развитие страны. В настоящее время создана специальная рабочая группа для выработки предложений. Известно, что запланированные изменения в Конституции коснутся не только самого парламента, но и разделов, регулирующих деятельность правительства и Главы государства. Центральной темой в экспертном сообществе стало обсуждение возможного упразднения верхней палаты – Сената. Хотя многие граждане приветствуют эту идею как потенциальную экономию бюджета, чиновники и депутаты поспешили охладить этот энтузиазм. Они отмечают, что уход Сената, скорее всего, приведет лишь к расширению Мажилиса и не гарантирует значительного финансового сокращения. Экономист, профессор КазНУ им. аль-Фараби Магбат Спанов выступает против ликвидации Сената, называя его профессиональным парламентом. – Сенат, каким бы его ни считали, с моей точки зрения, и есть профессиональный парламент. В отличие от Мажилиса, где сегодня собрано несколько десятков, зачастую случайных людей, – считает эксперт. Профессор отмечает, что многие депутаты Мажилиса, избранные по партийным спискам, зачастую готовы соглашаться со всеми решениями правительства. Магбат Спанов уверен, что нужно сосредоточиться на повышении конкуренции внутри партий и привлечении настоящих профессионалов в экономике и финансах, а не на механической замене или устранении одной из палат. Мнение Магбата Спанова распространяется на всю систему государственного управления. Он винит в упадке компетенций реформу госслужбы, проведенную в 2012 году Алиханом Байменовым. По его словам, эта реформа спровоцировала рост бюрократии и деформации кадровой системы. Главным недостатком, на его взгляд, стало требование длительного стажа на низших позициях для продвижения, что привело к тому, что у чиновников утрачивалась способность инициативно и нестандартно мыслить и принимать решения. Кроме того, он критикует приоритет, отданный кандидатам с зарубежным образованием, чем обесценились национальные кадры и это привело к их оттоку. Особенную тревогу вызывает Молодежный кадровый резерв. На высокие посты, как утверждает эксперт, назначали молодых и талантливых, но совершенно неподготовленных людей. Они не имели главного – жизненного опыта и способности принимать взвешенные решения. Экономист расценивает эту кадровую политику как один из тревожных сигналов на пути к потенциальному внутреннему кризису. На фоне сомнений в профессионализме парламентариев продолжают обсуждаться их доходы. Зарплаты депутатов варьируются от 700 тысяч до 1,5 миллиона тенге, к которым добавляются многочисленные льготы – служебные квартиры, транспорт и медицина. Сами депутаты расходятся в оценках. Некоторые, как Ардак Назаров, считают зарплату скромной. Однако другие, например Мукаш Искандиров, признают, что получают около миллиона тенге, но это немного в сравнении с вице-министрами. Наибольший резонанс вызвал депутат Бакытжан Базарбек, который, оценивая свою работу, заявил, что его зарплата как минимум должна быть 20 миллионов тенге.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана


