В последние годы термин «культура отмены» (от англ. cancel culture) стал одним из самых обсуждаемых явлений в современном обществе. Под этим понятием понимают общественную практику бойкота или осуждения публичных личностей, компаний или явлений за высказывания и действия, которые считаются неприемлемыми с точки зрения морали, политики или этики. Это может выражаться в отказе от поддержки, критике в социальных сетях и даже в потере работы или репутации.
Сторонники культуры отмены считают, что она выполняет важную социальную функцию – формирует ответственность за слова и поступки. В эпоху цифровых технологий информация распространяется мгновенно, и каждый человек, особенно публичный, должен понимать последствия своих действий. Благодаря общественной реакции удаётся привлечь внимание к проблемам расизма, сексизма, дискриминации и насилия. Таким образом, культура отмены помогает бороться с несправедливостью и способствует укреплению этических норм в обществе.
Однако противники этого явления видят в нём угрозу свободе слова и права на ошибку. Часто «отмена» превращается в травлю, где общественное осуждение выходит за рамки конструктивной критики и превращается в коллективную агрессию. Люди теряют возможность высказать своё мнение, опасаясь общественного давления. Более того, культура отмены нередко основывается на односторонней информации, без проверки фактов и без возможности для человека объяснить или исправить свою ошибку. Это создаёт атмосферу страха и нетерпимости, что в итоге разрушает саму идею диалога и взаимопонимания.
Таким образом, культура отмены может быть как полезным инструментом общественного контроля, так и опасным оружием массового давления. Всё зависит от того, как именно она применяется. Если она направлена на защиту справедливости и прав человека – это благо. Но когда «отмена» превращается в форму агрессивного принуждения и унижения, она наносит вред демократическим ценностям. Задача современного общества – найти баланс между свободой слова и ответственностью за неё, не превращая справедливость в месть.
Аяулым НАСКЕН,
студент 2 курса специальности
«Журналистика» КазУМОиМЯ