12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

О благонадежности в предпринимательской деятельности

В настоящее время каждый предприниматель сталкивается с вопросом проверки на благонадежность своего контрагента (юридического или физического лица) для безопасного выстраивания деловых отношений.

Стандартно базовая проверка контрагента проводится предпринимателями до момента заключения сделки гражданско-правового характера. Однако такой подход может быть применен при возникновении краткосрочных деловых отношений, так как первоначальная проверка контрагента до заключения договора, а соответственно, до момента проведения оплаты и начала взаимодействия между предпринимателем и потенциальным контрагентом, как правило, является базовым принципом соблюдения юридической чистоты. Для выстраивания перспективных и долгосрочных взаимоотношений между предпринимателями можно выделить следующие стадии (этапы) проверки контрагентов: – проверка контрагентов до момента заключения сделки (договора); – проверка контрагентов до момента проведения оплаты (в дату оплаты); – проверка контрагентов (с временной периодичностью в три-шесть месяцев) на выявление правовых препятствий для дальнейшей работы с контрагентом. Первый этап проверки контрагентов до момента заключения сделки является необходимой базовой проверкой на предмет наличия или отсутствия ограничений, обременений, судебных споров (в особенности по аналогичным договорам), задолженностей, исполнительных производств и тому подобное. На сегодняшний день существует множество коммерческих (платных) сервисов для проверки контрагента, которые действуют по принципу сбора необходимой информации по контрагенту «в одно окно». Такие сервисы удобны тем, что аккумулируют и размещают у себя актуальную информацию по одному лицу, что экономит временной ресурс проверяющего лица и позволяет сделать общий анализ по контрагенту. Однако имеются бесплатные официальные базы данных, позволяющие сделать предварительный анализ по контрагенту. Так, судебный кабинет как единое окно для доступа к электронным сервисам судебных органов РК позволяет отследить по БИН либо ИИН все судебные дела, в которых контрагент участвовал https://office.sud.kz/ Особое внимание следует обратить на судебные дела по аналогичным договорам (деловым отношениям), в которых контрагент выступает ответчиком. Данный анализ позволит понять степень благонадежности контрагента и возможные риски неисполнения обязательств перед новым предпринимателем. Автоматизированная информационная система органов исполнительного производства Министерства юстиции РК позволяет по БИН либо ИИН отследить контрагентов на предмет наличия в реестрах должниках и имеющихся запретов (ограничений) по исполнительным производствам, запретам на выезд, запретам на совершение действий и так далее https://aisoip.adilet.gov.kz/debtors. Наличие контрагента в списках по действующим исполнительным производствам является сигналом о правовых или финансовых проблемах контрагента. Наличие контрагента в списках означает, что контрагент не исполнил вступившее в законную силу решение суда в добровольном порядке и против него ведется принудительное взыскание долга. Комитет государственных доходов Министерства финансов РК позволяет по БИН либо ИИН получить сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов https://kgd.gov.kz/. Данный сервис позволяет получить сведения о задолженности контрагента, нахождении контрагента в списках неблагонадежных налогоплательщиков и несостоятельных должников. Кроме того, предприниматель вправе запросить перечень документов на предмет выявления несоответствий документов с официальной информацией, ограничений исполнительного органа контрагента на заключение сделок и многое другое. Среди них: – справка с egov о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица (для юридических лиц); – копия устава со всеми дополнениями к нему; – копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах; – копии решений о назначении исполнительного органа (директора) и приказ о вступлении в должность; – при наличии лица, подписывающего договор по доверенности, копию доверенности и приказа о наделении полномочий подписанта; – копии удостоверений (паспорта иностранного гражданина) подписанта; – иные документы по необходимости (подтверждение места нахождения – аренды; бухгалтерские отчетности и так далее). Вот некоторые особенности, на которые следует обратить внимание предпринимателю при проверке документов контрагента. Итак, информация о контрагенте (местонахождение, наименование, вид деятельности, исполнительный орган, данные о подписанте) должна полностью совпадать с актуальными сведениями из egov (в случае непредоставления таких сведений контрагентом, данные возможно проверить самостоятельно, воспользовавшись ЭЦП предпринимателя). Срок полномочий исполнительного органа (директора) должен быть не истекшим, у товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, члены исполнительного органа избираются на срок, не превышающий пяти лет. При подписании договора лицом по доверенности необходимо проверить полномочия и право подписания необходимого договора, а также наличие ограничений (сумма подписания) либо запретов по доверенности. В уставе контрагента необходимо проверить ограничения исполнительного органа (директора) на подписание договора, например: директор не вправе заключать сделки на сумму свыше ста тысяч тенге, для этого требуется согласие общего собрания участником (или решения участника). Если в уставе имеется подобное ограничение на исполнительный орган, следует запросить соответствующее согласие / решение, так как в противном случае такая сделка может быть оспорена в суде. Следует отметить, что немаловажным фактором при построении долгосрочного сотрудничества, в особенности при работе с крупными предприятиями, следует обратить внимание на проверку контрагента на наличие санкций. Такая проверка может быть осуществлена предпринимателем самостоятельно (например: санкционный лист США SDN https://sanctionssearch.ofac. treas.gov/; санкционный лист ЕС https:// www.sanctionsmap.eu и другие открытые ресурсы). В заключение необходимо отметить, что проверка контрагентов на благонадежность – это основа безопасного ведения бизнеса, позволяющая защитить свое финансовое положение, сохранить репутацию, избежать судебных разбирательств и обеспечить соблюдение базовых требований комплаенса.

Кристина ЮГАЙ, юрист Палаты юридических консультантов USTUS

Инклюзия и тифлопедагогика

В НАЦИОНАЛЬНОМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Аспекты таможенной экспертизы

В этом году исполнилось 30 лет Конституции Казахстана. Напомним,...

Профилактика как гарант законности и порядка

СОТРУДНИКИ ПРОКУРАТУРЫ Г. ШЫМКЕНТА СОВМЕСТНО С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ...

Вектор развития науки и образования

Преподаватели и студенты Казахского национального университета им. аль-Фараби совместно...

Құжатқа апостиль қою – енді онлайн қолжетімді

Қазіргі заман талабы – бәрін цифрландыру. Бүгінде мемлекеттік қызметтердің...