ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА НАРОДУ СТРАНЫ ОЗНАМЕНОВАЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ – ПЕРЕХОДОМ ОТ ДВУХПАЛАТНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ОДНОПАЛАТНОМУ ПАРЛАМЕНТУ. ИНИЦИАТИВА МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ СТРАНЫ, ВЫЗЫВАЕТ ШИРОКИЙ РЕЗОНАНС КАК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРУГАХ, ТАК И СРЕДИ ЭКСПЕРТОВ, ПОЛИТИКОВ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой преобразования Парламента страны в однопалатный орган. – Мне самому довелось в течение десяти лет возглавлять Сенат, и эту работу всегда воспринимал как большую честь и ответственность. Поэтому мне с этой трибуны нелегко говорить о парламентской реформе. Несмотря на это, все же именно сегодня выскажу предложение о создании в обозримом будущем в нашей стране однопалатного Парламента, – заявил Глава государства в своем Послании народу Казахстана. Президент отметил, что данный вопрос чрезвычайно важен и требует взвешенного и неторопливого подхода. Он также подчеркнул, что реформы являются непрерывным процессом, который будет осуществляться по мере возникновения реального общественного запроса. – В нашей стране тема парламентской реформы обсуждалась открыто и кулуарно на протяжении как минимум двух десятилетий, в этом никакого секрета нет. Актуальность данного вопроса не утрачена и по сей день. Поэтому, с учетом развития нашей государственной системы и возросшего уровня политической культуры граждан, считаю возможным вынести данный чрезвычайно важный вопрос на обсуждение народа, – добавил Президент. По словам Касым-Жомарта Токаева, Сенат как верхняя палата Парламента был учрежден в 1995 году в достаточно сложных и нестабильных политических условиях. – За прошедшие тридцать лет Сенат с достоинством и эффективно выполнил важную историческую миссию обеспечения стабильности государственного строительства. Высшая палата была и остается важнейшим механизмом и гарантом реализации как законотворческого процесса, так и других ключевых реформ, – подчеркнул он. Президент призвал к широкой общественной дискуссии, отметив, что спешка в его решении неуместна. – Полагаю, на проведение дискуссии, с учетом неординарного характера реформы, уйдет не менее года, после чего в 2027 году можно было бы провести общенациональный референдум, – подчеркнул Глава государства. Таким образом, реформа планируется как поэтапный и тщательно подготовленный процесс, а не поспешное решение. Подробно предложенную реформу системы парламентаризма Касым-Жомарт Токаев прокомментировал в рамках международного форума конституционного правосудия «Мир и будущее через право». – Я буду предельно откровенен: суть реформы состоит в дальнейшем укреплении институциональной базы нашей политической системы. Вопрос установления парламентской республики на повестке не стоит. Наша определяющая модель «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное правительство» по-прежнему сохраняется. Предложение провести национальный референдум вновь демонстрирует постоянство этого принципа. Мы должны принимать только консолидированные решения в вопросах, касающихся будущего страны. Поэтому я всегда предварительно анонсирую предстоящие политические планы. Это касалось и реформ предыдущих лет, и референдума по вопросу строительства АЭС, – подчеркнул Президент. Сегодня Парламент Казахстана состоит из двух палат – Мажилиса с 107 депутатами и Сената с 47 сенаторами. Депутаты Мажилиса избираются с использованием смешаной системы – часть по партийным спискам, часть по одномандатным округам. Сенаторы избираются на основе сложной процедуры – часть Президентом, а часть местными маслихатами. Предложенная реформа предусматривает упразднение Сената и формирование нового однопалатного Парламента, члены которого будут избираться исключительно по партийным спискам. Это, по мнению экспертов, повысит партийную дисциплину и ускорит законодательный процесс, но одновременно поднимает вопросы о представительстве региональных интересов и избирательной связи. Реакция в Парламенте была сдержанной, но конструктивной. Спикер Сената Маулен Ашимбаев охарактеризовал реформу как создание нового института в политической системе, подчеркнув, что переход займет время. Он отметил, что речь не идет о каком-либо стихийном решении, а скорее о продуманном и взвешенном подходе. По словам спикера Сената, это решение позволит повысить эффективность представительной власти и даст новый импульс демократическому развитию страны. – Здесь не надо буквально все примитивизировать и поверхностно все воспринимать. Речь идет о том, чтобы формировать новое качество Парламента, формировать новый однопалатный Парламент, что должно повысить качество высшего представительного органа в стране, – считает он. Депутат Мажилиса Айдос Сарым выразил мнение, что форма правления в стране не изменится. – У нас Президент никуда не уйдет. У нас президентскопарламентская республика. Даже если будет однопалатный парламент, все равно мы останемся президентскопарламентской республикой, – подчеркнул мажилисмен. По его мнению, главенство исполнительной власти сохранится, а реформы направлены на повышение эффективности законодательной ветви. – Сейчас мы берем в работу законы о выборах, о партиях. Я считаю, что, помимо них, надо серьезно посмотреть и закон о Президенте. Должен быть абсолютно прописанный порядок. Я считаю, что в будущем мы не знаем, какая история будет и ситуация, поэтому важно максимально прописывать эти порядки. Чем больше мы будем прописывать все возможные вариации, тем меньше будет проблем в будущем. Меньше споров, – отметил депутат. Что касается экономической составляющей, вице-министр финансов Абзал Бейсенбекулы рассказал, каким образом в настоящее время финансируется деятельность депутатов Мажилиса и Сената. Он отметил, что расходы на заработную плату парламентариев и их помощников зависят от общего количества сотрудников. – Сейчас у нас в Мажилисе 98 депутатов, в Сенате – 50. Всего – 148 депутатов, плюс у них есть помощники, сопутствующие расходы на транспорт и так далее. На обеспечение деятельности Парламента порядка 7,8 млрд тенге предусмотрено на 2026 год, – сообщил Абзал Бейсенбекулы. Кроме того, вице-министр пояснил, что произойдет с финансированием после возможного упразднения Сената. По его словам, после проведения референдума и утверждения новых правил работы Парламента специалисты пересчитают расходы, однако общий бюджет на содержание законодательного органа не превысит 7,8 млрд тенге. Одной из первых инициативу о реформировании парламента поддержала партия «Ак жол», выступив с официальным заявлением. – Однопалатный Парламент соответствует унитарному характеру государственного устройства Казахстана, обеспечивая сквозной характер реализации единой политической воли на всей территории страны. Кроме того, отсутствие верхней палаты будет означать отказ от «цензуры/корректировки» решений многопартийного Мажилиса со стороны партии власти. А формирование Парламента по партийным спискам даст возможность неравнодушным депутатам не просто поднимать злободневные вопросы с парламентской трибуны, но, объединившись с единомышленниками, добиваться принятия нужных решений и законов, то есть бороться не только за внимание, но и за результат. Тем самым происходит укрепление не только института партий, но и института самого Парламента как выразителя интересов широких масс избирателей, – отметили в партии. О плюсах и минусах реформы высказались и видные эксперты страны. Политолог Газиз Абишев отмечает, что реформа, безусловно, повысит скорость принятия законов, но крайне важно не потерять региональное представительство и баланс в законодательном процессе. – Если анализировать перспективы, которые откроет данная реформа, я бы отметил, что это может повысить эффективность работы Парламента. Сейчас полномочия разделены между Мажилисом и Сенатом. Однопалатный Парламент будет заниматься всем, возрастет роль каждого депутата и, как следствие, Парламент может стать более значимым и эффективным органом власти. Но для этого необходима политическая воля. Парламент должен обладать большей свободой, правом на парламентские расследования, а также на осуществление общественного контроля, – считает политолог. В целом по мнению экспертов, инициатива создания однопалатного Парламента – это глубокая реформа, затрагивающая основы политического устройства страны. Она направлена на повышение эффективности законодательного процесса, оптимизацию бюджетных расходов и укрепление партийной системы. Вместе с тем юристы отмечают необходимость тщательного юридического оформления реформы, включая внесение изменений в Конституцию и избирательное законодательство.
Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана