12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

На пороге масштабной реформы

ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА КАСЫМ-ЖОМАРТА ТОКАЕВА НАРОДУ СТРАНЫ ОЗНАМЕНОВАЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ – ПЕРЕХОДОМ ОТ ДВУХПАЛАТНОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ОДНОПАЛАТНОМУ ПАРЛАМЕНТУ. ИНИЦИАТИВА МОЖЕТ ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ СТРАНЫ, ВЫЗЫВАЕТ ШИРОКИЙ РЕЗОНАНС КАК В ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРУГАХ, ТАК И СРЕДИ ЭКСПЕРТОВ, ПОЛИТИКОВ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой преобразования Парламента страны в однопалатный орган. – Мне самому довелось в течение десяти лет возглавлять Сенат, и эту работу всегда воспринимал как большую честь и ответственность. Поэтому мне с этой трибуны нелегко говорить о парламентской реформе. Несмотря на это, все же именно сегодня выскажу предложение о создании в обозримом будущем в нашей стране однопалатного Парламента, – заявил Глава государства в своем Послании народу Казахстана. Президент отметил, что данный вопрос чрезвычайно важен и требует взвешенного и неторопливого подхода. Он также подчеркнул, что реформы являются непрерывным процессом, который будет осуществляться по мере возникновения реального общественного запроса. – В нашей стране тема парламентской реформы обсуждалась открыто и кулуарно на протяжении как минимум двух десятилетий, в этом никакого секрета нет. Актуальность данного вопроса не утрачена и по сей день. Поэтому, с учетом развития нашей государственной системы и возросшего уровня политической культуры граждан, считаю возможным вынести данный чрезвычайно важный вопрос на обсуждение народа, – добавил Президент. По словам Касым-Жомарта Токаева, Сенат как верхняя палата Парламента был учрежден в 1995 году в достаточно сложных и нестабильных политических условиях. – За прошедшие тридцать лет Сенат с достоинством и эффективно выполнил важную историческую миссию обеспечения стабильности государственного строительства. Высшая палата была и остается важнейшим механизмом и гарантом реализации как законотворческого процесса, так и других ключевых реформ, – подчеркнул он. Президент призвал к широкой общественной дискуссии, отметив, что спешка в его решении неуместна. – Полагаю, на проведение дискуссии, с учетом неординарного характера реформы, уйдет не менее года, после чего в 2027 году можно было бы провести общенациональный референдум, – подчеркнул Глава государства. Таким образом, реформа планируется как поэтапный и тщательно подготовленный процесс, а не поспешное решение. Подробно предложенную реформу системы парламентаризма Касым-Жомарт Токаев прокомментировал в рамках международного форума конституционного правосудия «Мир и будущее через право». – Я буду предельно откровенен: суть реформы состоит в дальнейшем укреплении институциональной базы нашей политической системы. Вопрос установления парламентской республики на повестке не стоит. Наша определяющая модель «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное правительство» по-прежнему сохраняется. Предложение провести национальный референдум вновь демонстрирует постоянство этого принципа. Мы должны принимать только консолидированные решения в вопросах, касающихся будущего страны. Поэтому я всегда предварительно анонсирую предстоящие политические планы. Это касалось и реформ предыдущих лет, и референдума по вопросу строительства АЭС, – подчеркнул Президент. Сегодня Парламент Казахстана состоит из двух палат – Мажилиса с 107 депутатами и Сената с 47 сенаторами. Депутаты Мажилиса избираются с использованием смешаной системы – часть по партийным спискам, часть по одномандатным округам. Сенаторы избираются на основе сложной процедуры – часть Президентом, а часть местными маслихатами. Предложенная реформа предусматривает упразднение Сената и формирование нового однопалатного Парламента, члены которого будут избираться исключительно по партийным спискам. Это, по мнению экспертов, повысит партийную дисциплину и ускорит законодательный процесс, но одновременно поднимает вопросы о представительстве региональных интересов и избирательной связи. Реакция в Парламенте была сдержанной, но конструктивной. Спикер Сената Маулен Ашимбаев охарактеризовал реформу как создание нового института в политической системе, подчеркнув, что переход займет время. Он отметил, что речь не идет о каком-либо стихийном решении, а скорее о продуманном и взвешенном подходе. По словам спикера Сената, это решение позволит повысить эффективность представительной власти и даст новый импульс демократическому развитию страны. – Здесь не надо буквально все примитивизировать и поверхностно все воспринимать. Речь идет о том, чтобы формировать новое качество Парламента, формировать новый однопалатный Парламент, что должно повысить качество высшего представительного органа в стране, – считает он. Депутат Мажилиса Айдос Сарым выразил мнение, что форма правления в стране не изменится. – У нас Президент никуда не уйдет. У нас президентскопарламентская республика. Даже если будет однопалатный парламент, все равно мы останемся президентскопарламентской республикой, – подчеркнул мажилисмен. По его мнению, главенство исполнительной власти сохранится, а реформы направлены на повышение эффективности законодательной ветви. – Сейчас мы берем в работу законы о выборах, о партиях. Я считаю, что, помимо них, надо серьезно посмотреть и закон о Президенте. Должен быть абсолютно прописанный порядок. Я считаю, что в будущем мы не знаем, какая история будет и ситуация, поэтому важно максимально прописывать эти порядки. Чем больше мы будем прописывать все возможные вариации, тем меньше будет проблем в будущем. Меньше споров, – отметил депутат. Что касается экономической составляющей, вице-министр финансов Абзал Бейсенбекулы рассказал, каким образом в настоящее время финансируется деятельность депутатов Мажилиса и Сената. Он отметил, что расходы на заработную плату парламентариев и их помощников зависят от общего количества сотрудников. – Сейчас у нас в Мажилисе 98 депутатов, в Сенате – 50. Всего – 148 депутатов, плюс у них есть помощники, сопутствующие расходы на транспорт и так далее. На обеспечение деятельности Парламента порядка 7,8 млрд тенге предусмотрено на 2026 год, – сообщил Абзал Бейсенбекулы. Кроме того, вице-министр пояснил, что произойдет с финансированием после возможного упразднения Сената. По его словам, после проведения референдума и утверждения новых правил работы Парламента специалисты пересчитают расходы, однако общий бюджет на содержание законодательного органа не превысит 7,8 млрд тенге. Одной из первых инициативу о реформировании парламента поддержала партия «Ак жол», выступив с официальным заявлением. – Однопалатный Парламент соответствует унитарному характеру государственного устройства Казахстана, обеспечивая сквозной характер реализации единой политической воли на всей территории страны. Кроме того, отсутствие верхней палаты будет означать отказ от «цензуры/корректировки» решений многопартийного Мажилиса со стороны партии власти. А формирование Парламента по партийным спискам даст возможность неравнодушным депутатам не просто поднимать злободневные вопросы с парламентской трибуны, но, объединившись с единомышленниками, добиваться принятия нужных решений и законов, то есть бороться не только за внимание, но и за результат. Тем самым происходит укрепление не только института партий, но и института самого Парламента как выразителя интересов широких масс избирателей, – отметили в партии. О плюсах и минусах реформы высказались и видные эксперты страны. Политолог Газиз Абишев отмечает, что реформа, безусловно, повысит скорость принятия законов, но крайне важно не потерять региональное представительство и баланс в законодательном процессе. – Если анализировать перспективы, которые откроет данная реформа, я бы отметил, что это может повысить эффективность работы Парламента. Сейчас полномочия разделены между Мажилисом и Сенатом. Однопалатный Парламент будет заниматься всем, возрастет роль каждого депутата и, как следствие, Парламент может стать более значимым и эффективным органом власти. Но для этого необходима политическая воля. Парламент должен обладать большей свободой, правом на парламентские расследования, а также на осуществление общественного контроля, – считает политолог. В целом по мнению экспертов, инициатива создания однопалатного Парламента – это глубокая реформа, затрагивающая основы политического устройства страны. Она направлена на повышение эффективности законодательного процесса, оптимизацию бюджетных расходов и укрепление партийной системы. Вместе с тем юристы отмечают необходимость тщательного юридического оформления реформы, включая внесение изменений в Конституцию и избирательное законодательство.

Подготовила Линара САКТАГАНОВА г. Астана

Зейнетақы жинағын заңсыз алған қазақстандықтарға не болмақ?

Қаржылық мониторинг агенттігі Атырау облысында ауқымды тергеу жүргізіп жатыр.

Елімізде ақылы жолдарда жүру ережесі өзгерді

15 қыркүйектен бастап республикалық маңызы бар ақылы жолдарда төлем ережелері өзгерді.

«БАРЛЫҚ РЕФОРМАНЫҢ ӨЗЕГІ – АДАМ»

Мемлекет басшысы Қазақстан халқына жаңа жолдауын жариялады. Осы орайда Президент Парламенттің ауқымды реформаларға қосқан үлесі үшін өз ризашылығын білдірді. Сондай-ақ депутаттардың қоғамға қажетті заңдарды қабылдап жатқанын да тілге тиек етті.

ЕЛДЕГІ ЕҢ ТӨМЕНГІ ЖАЛАҚЫ – 85 МЫҢ ТЕҢГЕ

Елімізде ең төменгі жалақының көлемі аз. Халықаралық еңбек ұйымының ұсынысы бойынша оның мөлшері халықтың нақты тұтынушылық шығындарын жабатындай, яғни, медиандық жалақының кемінде 50 пайызына тең болу керек. Нақтырақ айтқанда кемінде 150 мың теңгеге жетуі тиіс.

Мемлекет басшысы бокстан әлем чемпионатында топ жарған боксшыларды құттықтады.

Мемлекет басшысы бокстан әлем чемпионатында топ жарған боксшыларды құттықтады.