НА ДНЯХ ПРЕЗИДЕНТ КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ ПОДПИСАЛ УКАЗ «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» ОТ 14 ИЮЛЯ 2025 ГОДА, В КОТОРОМ БЫЛО УТВЕРЖДЕНО НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ.
Теперь Служба по противодействию коррупции является ведомством Комитета национальной безопасности РК и будет осуществлять выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. Помимо этого, новое ведомство сможет выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если, конечно, будет уполномочено в соответствии с законодательством страны. Многие отечественные эксперты отнеслись к данным изменениям довольно скептически и считают, что новые реформы никак не повлияют на улучшение функций по пресечению коррупционных преступлений, а как раз, наоборот – приведут к еще большим проблемам и системному кризису. Давайте проанализируем, чем новое ведомство будет отличаться от старого и каковы перспективы всех этих реформ. Как известно, до июля 2025 года в Казахстане действовало Агентство по противодействию коррупции (Антикор), которое занималось формированием и реализацией антикоррупционной политики, координацией в этой сфере, а также выявлением, пресечением, раскрытием и расследованием коррупционных правонарушений. Антикор функционировал как самостоятельный государственный орган с широкими полномочиями, включая правоохранительные функции, и подчинялся напрямую Президенту, что обеспечивало его относительную независимость. С 1 июля 2025 года, согласно Указу Президента Касым-Жомарта Токаева, Антикор был упразднен как отдельное ведомство, а его функции переданы в ведение Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Часть функций, связанных с разработкой и реализацией антикоррупционной политики, координацией и работой с общественностью, передана Агентству по делам государственной службы. Основные отличия заключаются в организационной структуре. Если ранее Антикор был самостоятельным агентством с собственной структурой и статусом правоохранительного органа, то теперь антикоррупционные функции интегрированы в КНБ как отдельный департамент, а не самостоятельное ведомство. Как мы уже отмечали, ранее Антикор напрямую подчинялся Президенту, что подчеркивало его независимость от других государственных структур, теперь же Антикоррупционный департамент находится в составе КНБ, который также подчиняется Президенту, но является частью более широкой системы нацбезопасности, что может повлиять на приоритеты и методы работы.
Старое ведомство совмещало разработку антикоррупционной политики, координацию, профилактику и расследование коррупционных дел. Новые функции разделены. Теперь КНБ будет заниматься оперативной и следственной работой, а разработка политики и взаимодействие с общественностью переданы Агентству по делам госслужбы. Это разделение направлено на модернизацию и оптимизацию работы. Новый формат, по заявлениям властей, призван упростить и модернизировать систему государственного управления, интегрировав антикоррупционные функции в более широкую структуру безопасности. Это также часть масштабной реформы правоохранительных органов, начатой Главой государства. По словам экспертов есть и потенциальные последствия. Например, если говорить о плюсах, то интеграция в КНБ может усилить оперативные возможности благодаря ресурсам и полномочиям комитета. Разделение функций между КНБ и Агентством по делам госслужбы может повысить эффективность за счет специализации. Минусы – утрата статуса самостоятельного органа может снизить независимость антикоррупционной деятельности, так как КНБ имеет более широкий спектр задач, включая вопросы национальной безопасности, что может отвлекать от борьбы с коррупцией. Также критики отмечают, что концентрация полномочий в КНБ может усилить влияние этого ведомства. Таким образом, основное различие заключается в переходе от самостоятельного Антикоррупционного агентства к его интеграции в структуру КНБ в качестве департамента с разделением некоторых функций. Реформа направлена на оптимизацию, но вызывает вопросы о сохранении независимости и эффективности борьбы с коррупцией. Для полного перехода к новому формату КНБ должен разработать новые регламенты, а правительство подготовить законопроект к 1 сентября 2025 года. Будем надеяться, что реформы покажут свою эффективность, а борьба с коррупцией перейдет на новый более качественный уровень.
Ришат МАХСУТОВ