В настоящее время, в связи с увеличением мошенничества, в том числе и цифрового, увеличилось и количество исков о возврате неосновательного обогащения, а также количество уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, совершивших такие преступления.
На законодательном уровне приняты необходимые меры противодействия мошенничеству и сопутствующим правонарушениям, от которых страдают граждане нашего государства.
Правительством Республики Казахстан 5 декабря 2024 года утверждена Дорожная карта по реализации механизмов противодействия финансовому мошенничеству, которой предусмотрено принятие комплекса законодательных и практических мер, в том числе при онлайн-кредитовании.
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства» от 19.06.2024 года № 97-VIII в Законы «О банках и банковской деятельности» и «О микрофинансовой деятельности» внесены ряд поправок, направленных на защиту интересов граждан, ставших жертвами мошенников, которые введены в действие с 20 августа 2024 года.
В частности, в соответствии с п. 15 ст. 34 Закона «О банках и банковской деятельности» и п. 3-4 ст. 3 Закона «О микрофинансовой деятельности» с момента обнаружения осуществления неправомерных действий со стороны третьих лиц либо иных незаконных (мошеннических) действий с банковскими займами физических лиц банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, на основании постановления о признании заемщика – физического лица потерпевшим не позднее трех календарных дней:
– приостанавливают взыскание задолженности и претензионно-исковую работу по такому банковскому займу клиента;
– приостанавливают начисление вознаграждения и (или) неустойки по такому банковскому займу клиента.
Принимаемые государством меры не могут полностью обезопасить граждан, которые не проявляют должной осмотрительности при общении с незнакомыми лицами, представляющими работниками различных существующих и несуществующих учреждений и организаций (Национального банка, различных Банков, правоохранительных органов, Казпочты, коммунальных служб, энергосбыта и т.д.), а также при просмотре заведомо ложной информации, публикуемой в социальных сетях, мессенджерах (приложениях, устанавливаемых на средствах связи, компьютерах) о возможности заработать и получить выгоды имущественного характера при совершении определенных действий по вложению личных сбережений в различные предлагаемые проекты.
В результате такого общения с неизвестными лицами и обращения к ним, с целью получения прибыли, граждане нашего государства попадают под влияние мошенников и сами, своими действиями по сообщению кода, иной информации или перечислению денежных средств, предоставляют доступ к своим персональным данным и лишаются своего имущества.
Важно знать и помнить, что коды, направляемые на Ваш персональный телефон, предоставляют мошенникам доступ к вашим персональным данным и их сообщать никому не нужно, так как их использование свидетельствует о том, что именно получатель кода инициировал обращение и заинтересован в его рассмотрении.
Также нужно проявлять особую осторожность и бдительность при прочтении сообщений, направленных неизвестными лицам: не открывать их и не активировать путем нажатия на имеющиеся в них ссылки.
Одним из способов безопасного использования имеющихся средств является биометрические технологии, примерами которых являются сканирование отпечатка пальца, сетчатки глаза, распознавание лица.
Установление и использование названных способов при использовании различных программ и приложений, а также должная осмотрительность и осторожность при общении с неизвестными лицами, позволит не быть обманутым и избежать имущественных потерь, сохранив свое имущество.
Н. Комарова, Мангистауский областной суд