НА ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА СОЮЗА СУДЕЙ РК, КОТОРОЕ ПРОВЕЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДОСЖАН ӘМІР, БЫЛО УТВЕРЖДЕНО ПОЛОЖЕНИЕ О СУДЕЙСКОМ МЕНТОРСТВЕ (НАСТАВНИЧЕСТВЕ).
В Положении определены порядок, цели и задачи осуществления судейского менторства (наставничества) для впервые назначенных судей, стаж работы которых в должности судьи составляет менее одного года, а также судей, сменивших специализацию, регион, вышедших из отпуска по уходу за ребенком либо нуждающихся в помощи для улучшения качества отправления правосудия. Документ готовился и обсуждался тщательно. И это связано с тем, что наставничество в судебной системе представляет собой важный аспект профессионального развития и формирования компетентного, этичного и ответственного судейского сообщества. На фоне смены поколений в судейском корпусе этот процесс включает передачу знаний, навыков и опыта от более опытных судей, наставников, менее опытным, молодым и начинающим свой путь в профессии судьям. Обучение новых судей, работников судебных органов предполагает не только передачу каких-то методических основ. В своей работе молодые судьи нередко сталкиваются с ситуациями, требующими не только теоретического, но и практического подхода. В таком случае наставник может предложить ценные советы по применению законодательства, общению с адвокатами и участниками процесса. Подобное знание, основанное на реальном опыте, позволит избежать ошибок, способствуя принятию более качественных решений. Общественная деятельность по адаптации впервые назначенного либо молодого судьи в новой профессии, судейской культуре и этике, создании пространства для моральной и этической поддержки – в этом заключается позитивная роль наставничества. В судебной деятельности, часто связанной с эмоционально напряженными ситуациями, наличие опытного наставника, оказывающего чисто человеческую, вдохновляющую поддержку молодому судье, помогая справиться с давлением, возникающим в процессе работы, весьма важно для обретения уверенности в собственных силах. Наставничество несет в себе и другой положительный эффект – оно способствует укреплению корпоративной культуры в судебной системе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, когда опытные профессионалы делятся основами судейской этики, своим видением и пониманием справедливости, равенства и законности. Помимо этого, формируются единые подходы к правоприменению. Молодой судья, имея ментора, может задавать ему возникающие вопросы, высказывать свои опасения и получать конструктивные советы. А это слагаемые профессионального роста, переосмысления своих подходов и взглядов.
Любой опыт – это бесценный ресурс. И принимая это Положение, Союз судей регулирует деятельность в этом направлении, предусмотрев права и обязанности, систему поощрения судей-наставников, на чьих плечах обучение, развитие профессиональных навыков, моральная поддержка и в целом укрепление корпоративной культуры. Эффективная судебная система держится на таком вот прочном фундаменте, что является свидетельством преемственности поколений через обмен знаниями и опытом. В Положении четко разграничивается смысл понятий наставник, ментор, протеже. В разделах «Цели, задачи и принципы судейского менторства (наставничества)», «Основные функции ментора и протеже», «Организация судейского менторства» описывается весь алгоритм деятельности, осуществление этих функций наставником. В частности, работа в рамках реализации образовательных программ обучения Учебных центров областных и приравненных к ним судов, сроки осуществления судейского менторства (наставничества), которые ограничены периодом от одного до трех лет. Следует отметить, что наставничество осуществляется без вмешательства в процесс отправления правосудия и строится на основе оказания впервые назначенному судье помощи в адаптации в новой профессии, в том числе развитии судейской культуры. Ментор вправе рецензировать проведенные протеже судебные процессы на предмет соблюдения этических норм и принципов судопроизводства. В этом контексте менторство становится важнейшим инструментом в подготовке молодых судей, которые должны не только обладать глубокими знаниями закона, но и развивать навыки, необходимые для беспристрастного и справедливого рассмотрения дел. Являясь формой профессионального обучения, менторство способствует не только передаче знаний, но и формированию профессиональной этики и личности будущего судьи. Как показывает накопленный в судах опыт, менторство позволяет молодым судьям учиться на примерах более опытных коллег. Наставники могут поделиться своими знаниями по различным аспектам судебного процесса, таким, как техника допроса свидетелей, соблюдение процессуальных норм и применение законов. Кроме того, они могут делиться своими ошибками и уроками, извлеченными из практики, что поможет новым судьям избежать подобного. Обучение в контексте реальных дел помогает молодым судьям быстрее адаптироваться к аналогичным сложным ситуациям, с которыми они сталкиваются на протяжении своей карьеры. Опыт работы любого судьи показывает, что одного знания законодательства сегодня недостаточно. Важны навыки применения правовых норм к реальным делам. Для этого требуются умение критического мышления и аналитического подхода к делу. Ведь судьи сталкиваются с различной информацией и множеством фактов, и здесь необходимы не только юридическая квалификация, но и способность к анализу. Помогая молодым судьям развивать эти навыки, наставники учат их подходить к каждому делу с разных сторон, рассматривать альтернативные точки зрения и выявлять важные аспекты, которые могут влиять на окончательное решение. Это не только повышает качество судебных решений, но и укрепляет уверенность молодых судей. Судебная деятельность требует высокой степени ответственности, беспристрастности и соблюдения норм морали. В формировании профессиональной этики и моральных ценностей, что особенно важно для судей, тоже велика роль менторства. Наставники помогут молодым судьям осознать значимость их миссии в обществе, научив их следовать высоким этическим стандартам. Это особенно актуально в современных условиях, когда судебные органы часто оказываются под давлением общественного мнения и политических факторов. Опытный наставник поможет молодым судьям не только справиться с этим давлением, но и развить внутреннюю устойчивость, сохранив при этом независимость, необходимую для принятия сложных решений. Работа со старшим коллегой позволит овладеть навыками профессионализма, стремлению обучаться, ведь именно всестороннее развитие и подготовка к решению сложных юридических задач поможет судье вырасти и окрепнуть как профессионалу. Конечно, за всем этим стоит труд прежде всего ментора (наставника), который несмотря на свою нагрузку готов уделить время благородному делу – подготовке судебных кадров. И чем больше заинтересованных в этой работе энтузиастов, тем более качественным будет состав судейского корпуса, и соответственно – справедливой и эффективной будет судебная система.
Асем САКЕНОВА