Экономика нашей страны держится на плечах предпринимателей. При стагнации промышленного сектора именно малый и средний бизнес стали движущей силой современного экономического развития, пополняя бюджет, создавая рабочие места и улучшая качество жизни людей.
При этом предпринимательство несет на себе тяжкое бремя растущих налогов, сталкиваясь по ходу своей деятельности с разными вызовами и рисками. Не складываются зачастую и взаимоотношения с другими государственными органами. И чтобы защитить свои права и интересы, оспорить неправомерные требования, в поисках справедливости, предприниматели вынуждены идти в суд. Обращение в суд – это для субъектов МСБ сложный и часто трудоемкий процесс, который, к сожалению, нередко является неотъемлемой частью ведения бизнеса. Причины, по которым предприниматели идут на этот шаг, разнообразны, вне зависимости от размера ИП или ТОО, или сферы их деятельности. Вопросы обжалования действий и решений государственных органов, а также необходимые к принятию системные меры по устранению нарушений, вынуждающих предпринимателей обращаться в суд, стали предметом обсуждения на встрече за круглым столом, которая состоялась в Алматинском городском суде с участием судейского корпуса, представителей государственных органов и бизнес-сообщества. Председатель коллегии по административным делам Алматинского городского суда Мейирбек Байгелов представил участникам встречи анализ обжалования действий государственных органов, проведенный в рамках Плана работы городского суда на первое полугодие 2025 года, выделив системные меры по устранению нарушений, вынуждающих физических и юридических лиц обращаться в суд. В основе анализа лежат данные по рассмотренным административным делам, большинство из которых связано со спорами в сфере налоговых и таможенных правоотношений, землепользования, государственных закупок, архитектурно-градостроительной деятельности и оказания государственных услуг. Как показал анализ, проблемы связаны, главным образом, с бюрократическими барьерами, формальным подходом государственных органов и несоблюдением ими административных процедур. Было отмечено, что для устранения всех выявленных нарушений необходимо развивать досудебный механизм урегулирования споров, улучшать правоприменительную практику и повышать ответственность должностных лиц за принимаемые решения. В дискуссии приняли участие руководитель Управления градостроительного контроля г. Алматы Данияр Кирикбаев и заместитель руководителя Департамента государственных доходов г. Алматы Арман Ахметкалиев.
Что мешает бизнесу?
Данные по административным делам и судебным актам показывают, что в 2024 году в специализированный межрайонный административный суд г. Алматы поступило 1992 административных иска с участием предпринимателей. Большинство споров связано со сферами государственных закупок, налоговых, земельных, таможенных споров, аудита и финансового контроля, антимонопольного законодательства, архитектурно-градостроительной деятельности, оказания государственных услуг. Много исков в области налоговой политики – 262 за рассматриваемый период. Проблемы, которые просматриваются в этой сфере – оспаривание решений налоговых органов по камеральному контролю, ошибки в расчетах налогов, неправомерные начисления, оспаривание уведомлений и отказов в возврате налогов. Среди выявленных в ходе анализа системных нарушений – формальный подход налоговых органов при рассмотрении пояснений предпринимателей, несвоевременное информирование налогоплательщиков о признании уведомлений исполненными, нарушения сроков вынесения решений о проверках. По-прежнему значительно количество исков по земельным спорам. Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели касаются отказов в изменении целевого назначения земельных участков, пролонгации срока их аренды, формальных отказов в разделе земельных участков. И здесь прослеживается формальный подход местных исполнительных органов, игнорирование градостроительных документов; отказы без надлежащего обоснования; нарушение процедуры административного заслушивания. В сфере государственных закупок выявлены такие проблемы, как непрозрачность закупочных процедур; оспаривание решений об отклонении заявок; включение участников в реестр недобросовестных поставщиков. Среди нарушений, допускаемых в этой сфере – неправомерные отклонения заявок по формальным признакам; нарушение принципов добросовестной конкуренции. Предприниматели вынуждены обращаться в суд и по вопросам архитектурно-градостроительной деятельности госорганов, оспаривая предписания о нарушениях; отказов в согласовании эскизных проектов, по отдельным фактам субъективности при вынесении предписаний, по нарушениям административных процедур при отказе в согласовании проектов.
Выводы и рекомендации
По всем этим аспектам, выявленным на основе анализа и выводов по конкретным делам, связанным с оспариванием действий госорганов, судом предложен ряд рекомендаций. В частности, о необходимости повышения прозрачности в работе государственных органов, обязательного указания конкретных мотивов отказов в решениях, улучшения механизма уведомления предпринимателей о статусе их дел. Указано также, что при вынесении решений госорганы должны соблюдать административные процедуры в части обеспечения права на заслушивание перед вынесением отказов, и в целом четкого следования нормам АППК. Как показал анализ, основные проблемы связаны с бюрократическими барьерами, формальным подходом госорганов к административным процедурам. Для устранения выявленных узких мест признано необходимым всемерно повышать ответственность должностных лиц за принимаемые решения, обучать сотрудников государственных органов корректному применению законодательства. Анализ и учет судебных решений позволит снизить формальные основания для отказов, предотвращать повторяющиеся нарушения. Участники встречи подчеркнули важность возможности обращения в суд как способа защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. И чтобы споров с госорганами становилось меньше, и в целом для устранения имеющих место нарушений, назрела необходимость внедрения системных мер, развития досудебного механизма урегулирования споров. В частности, внесения соответствующих изменений в законодательство и укрепление инструментов контроля за действиями государственных органов. В ходе обсуждения собравшиеся представители бизнес-сообщества также высказали ряд рекомендаций, касающихся использования истцами юридической помощи для подготовки и подачи жалоб, создания условий для совместной защиты интересов, активного участия в составе инициативных групп, направленных на взаимодействие с государственными органами в целях повышения прозрачности их действий.
Нужен равноправный диалог
Предпринимательство как ключевой игрок в экономическом развитии и пополнении бюджета страны реально нуждается в поддержке. Важно, чтобы государственные органы не чинили препятствия предпринимателям, вынуждая их обращаться в суд для защиты своих прав и интересов. Поддержка предпринимательства – это создание благоприятных условий для ведения бизнеса. На практике же, как показал анализ, нередки случаи, когда бюрократические процедуры, избыточное регулирование и недостаток прозрачности со стороны государственных структур становятся серьезными барьерами для предпринимателей. Это не только затрудняет их деятельность, но и создает атмосферу недоверия к государству. Вместо того, чтобы сосредоточиться на развитии своего бизнеса, предприниматели порой вынуждены тратить время и ресурсы на решение споров, что отвлекает их от основной деятельности и, как следствие, приводит к экономическим потерям. Обращение в суд для защиты своих прав и интересов для многих из предпринимателей как единственный шанс и последняя инстанция, но никак не нормальная практика. Судебные разбирательства в этой сфере – это сигнал о системных проблемах в отношениях бизнеса и государства. Для малых и средних предприятий это непосильное бремя. Поэтому необходимо создать механизм по разрешению споров на более ранних этапах, обеспечивая доступность и оперативность в решении вопросов, касающихся бизнеса. Препятствия и барьеры могут негативно сказываться не только на отдельных предпринимателях, но и на экономике в целом. Если бизнес не чувствует себя защищенным и уверенным в своих правах, это отражается на инвестиционной привлекательности страны. Предприниматели, опасаясь бюрократических проволочек, могут отказаться от начала новых проектов или инвестиций, что, в свою очередь, влияет на внедрение инноваций и конкурентоспособности экономики. В идеале в интересах обеих сторон государственные органы должны стать партнерами субъектов предпринимательства. Создание эффективного диалога, прозрачных процедур и доступных механизмов защиты прав предпринимателей позволит сформировать здоровую деловую среду, способствующую развитию бизнеса и укреплению экономики страны. Только так мы сможем обеспечить устойчивый рост и процветание, которое принесет взаимную выгоду как предпринимателям, так и обществу в целом.
Асия НУРИМБЕТОВА