Сотрудники правоохранительных органов предупреждают: ели раньше на удочку кибермошенников попадались в основном доверчивые пенсионеры, то сейчас их жертвой может стать любой. Как выяснила на личном примере автор, не застрахован никто.
– Вас беспокоит сотрудник «Казпочты». Вам пришла посылка из интернет-магазина, сегодня ее доставит курьер. Для этого вам нужно продиктовать код, который придет в сообщении с номера 1414… Я торопилась на планерку и действительно ждала посылку именно из этого интернет-магазина, поэтому в словах «сотрудника почты» никакого подвоха не увидела. К тому же заказ в этом магазине я делала впервые, и порядок доставки точно не знала. Без всяких сомнений я продиктовала код из сообщения, которое было почему-то на английском языке, когда заметила слова, написанные большими буквами: «DO NOT GIVE THE CODE TO ANYONE!» – «НИКОМУ НЕ ГОВОРИТЕ КОД!» «Сотрудник почты» был очень мне благодарен и сказал, что сейчас придет еще одно сообщение, код из которого я тоже должна продиктовать. Но я уже поняла, что стала жертвой мошенников, поэтому отказалась сообщать заветные четыре цифры и предложила перезвонить на городской номер почты. Мой собеседник тут же бросил трубку. Следующий звонок раздался через полчаса, и к нему я была готова. Человек представился сотрудником отдела безопасности одного из банков Павлом Нурлатовичем. Он предупредил, что наш разговор строго конфиденциален и разглашение его содержания будет караться по закону. Если во время беседы ко мне кто-то подойдет, я должна сделать вид, что разговариваю со знакомым и продолжить только, когда останусь одна. – В вашем личном кабинете нашего банка замечена подозрительная активность. Кто-то проник туда, используя код. Мы должны заполнить протокол и защитить ваши накопления, – сказал «Павел Нурлатович». – Вы не должны прерывать звонок, потому что это расценивается банком как отказ от защиты… Через несколько минут он сообщил, что «связался с Нацбанком» и выяснил, что на мое имя открыли счета в нескольких банках. Поэтому я должна сказать «для протокола», в каких банках у меня уже есть счета или сообщить код из второго сообщения, чтобы им не могли воспользоваться мошенники. После моего отказа к беседе подключился «старший специалист службы безопасности Виктор Толегенович». В целом наша беседа длилась около получаса и результата мошенникам не принесла.
Выбор жертвы очевиден
За разъяснениями я обратилась к начальнику отдела по борьбе с киберпреступностью департамента полиции Ермеку Манатову. – Интернет-мошенничество – это обман, осуществляемый с помощью современных информационных технологий, целью которого является извлечение финансовой выгоды или других ресурсов. В Казахстане в целом, и в нашей области в частности, наблюдается рост числа киберпреступлений. Это связано с повышением уровня цифровой грамотности населения, увеличением числа интернет-платежей и расширением сферы онлайн-услуг, – отметил Ермек Абаевич. На вопрос, кто чаще всего становится жертвой мошенничества, Ермек Абаевич отвечает: – Любой гражданин, независимо от профессии, образования и возраста. Сейчас все реже в поле зрения мошенников попадают пенсионеры, все чаще – работники систем образования, здравоохранения и заводов. К слову о заводах: на днях правоохранители провели разъяснительную работу с коллективом ТОО «ЕNKI», где за короткий промежуток времени было совершено два случая мошенничества. В последнем пострадали сразу несколько человек, сумма ущерба превысила миллион тенге. Оперуполномоченный старший лейтенант Асет Булат, встретившийся с коллективом предприятия, объясняет выбор потенциальных жертв мошенничества просто: – Не каждому пенсионеру банк кредит одобрит. Легче получить крупную сумму на работника со стабильной и высокой зарплатой. Ну и с мобильными приложениями быстрее разберутся более молодые люди, они же больше доверяют всему, что сейчас говорится в социальных сетях. Так и становятся жертвами мошенников. В ТОО «ЕNKI» мошенники действовали по распространенной схеме: в мессенджере WhatsApp от имени руководителя была разослана просьба одолжить ему определенную сумму. Несколько человек, не задумываясь, сразу перевели деньги. Предотвратить такую ситуацию несложно: достаточно просто перезвонить человеку, с номера которого пришла подобная просьба.
В погоне за прибылью
Среди наиболее распространенных схем можно выделить фальшивые интернет-магазины, мошенничество с банковскими картами, фишинг, социальную инженерию и распространение вирусных программ. Схема «Вам пришла посылка…», жертвой которой чуть было не стала автор, в последнее время очень «популярна» среди мошенников. Месяц назад именно так на одного из акмолинцев оформили кредит в размере двух миллионов тенге. По словам Асета Булат, в нашем регионе наиболее распространены несколько схем мошенничества. Коллектив завода столкнулся с одной из самых «популярных»: взламывается аккаунт WhatsApp руководителя, рассылается просьба о займе. Как правило, в таком случае преступник действует, используя удаленный доступ с компьютера. Из-за того, что суммы запрашиваются сравнительно небольшие, меньше вероятность, что жертва пойдет писать заявление. Еще одна распространенная схема тоже связана с мессенджером WhatsApp. Человеку приходит сообщение с просьбой: «Проголосуйте за моего ребенка, он участвует в конкурсе». И прикреплена ссылка, через которую на телефон устанавливается вирус, открывающий доступ к личным данным. – Несмотря на все предупреждения полиции, люди до сих пор склонны верить рекламе, обещающей легкие деньги, – рассказывают полицейские. – Это может быть «Kaspi profit», «инвестиционные программы» от имени крупных банков или вложения в криптовалюту. В рекламе «простые люди» показывают пачки денег, демонстрируют авто и квартиры, якобы купленные на доходы от вложений. Сначала человека уговаривают вложить небольшую сумму. Он убеждается, что схема действительно работает, его счет пополняется, как и обещали в рекламе. После этого он начинает вкладывать большие суммы, а «платформа» внезапно перестает работать. Не отвечает и телефон куратора, который до этого был на связи круглые сутки. Один из акмолинцев в погоне за прибылью в течение двух дней продал квартиру и машину, передав мошенникам более 50 млн тенге.
Куда уходят деньги?
Согласно данным отдела по борьбе с киберпреступностью, с начала года в регионе зарегистрировано 865 киберпреступлений, акмолинцы потеряли в общем порядка 590 млн тенге. В результате следственных действий удалось вернуть гражданам всего около 65 млн тенге. – Найти мошенников непросто: следы 80-90 процентов преступлений уходят за пределы Казахстана. Но есть и обратные случаи: в этом году мы раскрыли мошеннический колл-центр на территории области, откуда такие же «сотрудники банков» звонили в соседние государства в поисках наживы, – отмечает Ермек Абаевич. Как правило, деньги, полученные в результате мошеннических действий, поступают на счета дропперов – людей, передающих за вознаграждение свои банковские счета в распоряжение мошенников. В конечном итоге до 99 процентов средств, полученных в результате кибермошенничеств, переводятся в криптовалюту. А ответственность ложится на тех самых дропперов. – В основном дропперами становятся молодые люди от 2000 года рождения и младше. До недавнего времени они шли как свидетели, но сейчас суд взыскивает с них сто процентов суммы, полученной нечестным путем, признавая денежную массу неосновательным обогащением. Ответственность за умышленное соучастие в мошеннических действиях наступает по ст. 28 и 190 Уголовного кодекса и предусматривает до десяти лет лишения свободы. К слову, недавно за подобную деятельность были привлечены к ответственности два студента Академии гражданской защиты, – отметил Асет Булатович.
Предупредить легче…
Основные меры, предпринимаемые государственными органами, – превентивные, преступления в этой сфере все-таки пока легче предупредить, чем раскрыть. Например, на борьбу с киберпреступностью направлено обновление Уголовного кодекса с учетом новых технологий и создание законодательства, регулирующего онлайн-безопасность. Усиливается контроль за финансовыми операциями: введена обязательная сертификация интернет-магазинов и других онлайн-сервисов, а также усилена работа по выявлению и пресечению нелегальных транзакций через интернетбанкинг. Непрерывно повышается уровень защиты данных пользователей, а также создаются эффективные системы мониторинга и защиты от кибератак, разрабатываются и внедряются различные системы для распознавания фальшивых сайтов, предотвращения и оплаты через ненадежные платформы, а также улучшаются системы защиты онлайн-платежных систем. – На борьбу с киберпреступлениями ориентированы специализированные подразделения. В их задачи входит проведение расследований, выявление преступных схем, а также взаимодействие с международными правоохранительными органами, совместная работа с банками и финансовыми учреждениями. Мы сотрудничаем с организациями, которые помогают отслеживать подозрительные финансовые транзакции и блокировать мошеннические операции. Но и мошенники не дремлют, поэтому мы постоянно призываем население: будьте бдительны! – подчеркивает Ермек Манатов.
Берегите деньги
Что же делать, если человек по незнанию или невнимательности все-таки перевел деньги мошенникам? – Пишете заявление, прикладываете все чеки, свидетельствующие о денежном переводе. Рассчитывать на быстрый возврат средств не приходится. Мы заводим уголовное дело, направляем официальный запрос в банк. В течение семи рабочих дней получаем ответ и начинаем действовать, устанавливаем счета, на которые переводились деньги, – отвечает Асет Булат. – Если вы подозреваете, что ваши личные данные попали в руки посторонних, подключите добровольный отказ от банковских займов и микрокредитов в личном кабинете еGov. Проверьте через кредитное бюро, оформлены ли на ваше имя займы, которых вы не совершали. Если да, то обращайтесь в правоохранительные органы незамедлительно, – дополняет Ермек Манатов. Полицейские советуют: если не планируете брать кредиты в ближайшее время, проще всего поставить блокировку кредитов и микрозаймов. И тут же приводят случай из практики: – Пожилой женщине несколько дней морочили голову мошенники. Когда она поняла, что в отношении нее совершаются противоправные действия, обратилась с заявлением к нам. Мы проверили: на ее имя действительно открыты счета в нескольких банках. Но ни в одном из них злоумышленники кредит оформить не смогли. В разговоре с родственниками выяснилось, что еще месяц назад ее сын поставил запрет на кредиты, таким образом защитив накопления пенсионерки.
Цена доверчивости
К слову, в настоящее время создается новая структура по борьбе с киберпреступностью и планируется усиление отделов в регионах в несколько раз. А пока что в нашей области над раскрытием 865 преступлений работают всего четыре сотрудника, каждый день поступает несколько заявлений от излишне доверчивых граждан… Я обошлась «малой кровью», потратив всего две тысячи тенге – купила флешку, чтобы скачать на нее ЭЦП в ЦОНе для доступа к личному кабинету в кредитном бюро, а также оплатила получение персонального кредитного отчета. Таким образом я убедилась, что оформить кредиты на мое имя мошенники не успели. Настораживает то, что «сотрудник почты» назвал меня по имени-отчеству, знал, что я жду посылку именно из этого маркет-плейса и назвал мой домашний адрес, уточнив только номер подъезда. В этот раз мне повезло. Мой случай – подтверждение тому, что от действий мошенников не застрахован никто. Будьте бдительны, не дайте себя обмануть.
Подготовила Наталья ЯКОВЛЕВА