В настоящее время, в целях исключения новых нарушений, институт дисциплинарной ответственности на государственной службе рассматривается как средство для проведения воспитательного процесса. Его эффективность определяется тем, насколько соблюдаются права госслужащих при рассмотрении их ответственности. Права государственных служащих гарантированы законодательством и они предусмотрены ст.46 Закона РК “О государственной службе Республики Казахстан”
Департаментом ежеквартально проводится анализ деятельности дисциплинарной практики госорганов местного и территориального значения, изучается состояние работы в данном направлении, а также то, насколько увеличилось или уменьшилось количество лиц, привлеченных к ответственности, не явились ли действия лиц, проводивших служебное расследование или членов дисциплинарной комиссии следствием нарушения прав сотрудников.
На практике встречаются случаи, когда в письменных пояснениях госслужащих отсутствуют конкретные сведения о том, согласен ли госслужащий с совершенным проступком, но несмотря на это, такие сотрудники привлекаются к ответственности без проведения служебного расследования.
В последующем, изложенное является предметом судебного разбирательства и отменой акта госоргана.
Имеют место случаи, когда в ходе проведения служебного расследования не выясняется весь аспект вопросов, подлежащих изучению, что является нарушением требований законодательства (п.43, 54 Правил наложения дисциплинарного взыскания).
Так, в Департамент поступило обращение гр.М., которая была несогласна с наказанием, которое было наложено на нее по результатам деятельности дисциплинарной комиссии. В ходе изучения доводов было установлено, что заявитель не была уведомлена о возбуждении служебного расследования, с нее не было истребовано пояснение, госслужащая не была уведомлена о времени и дате проведения заседания дисциплинарной комиссии.
В протоколе дисциплинарной комиссии указано о наложении взыскания на сотрудника в виде “выговора”, хотя дисциплинарная комиссия вправе лишь рекомендовать о наложении взыскания, решение о наложении взыскания либо направления материалов на дополнительное расследование принимает уполномоченное лицо (преимущественно, руководители). Безусловно, такие случаи подлежат внимательному изучению путем проведения проверки. По итогам проведенной работы, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а права заявителя восстановлены путем отмены приказа государственного органа.
Так, анализ показал, что по г. Алматы за 9 мес. текущего года количество случаев неправомерных действий со стороны госслужащих составило 755, привлеченных к ответственности — 612, или 81% либо 15,3% от общего штата госслужащих в городе(3979),при этом, число наказанных руководителей составило-192
Линейка нарушений, в основном, состоит из нарушений служебного характера, в то же время, имеются проступки этического характера, (8) а также проступки, дискредитирующие госслужбу(3).
Количество досрочно снятых взысканий порядка трехсот, т.е. практически половина из наложенных взысканий были сняты досрочно, в связи с чем, для исключения случаев неотвратимости наказания, Департаментом направляются рекомендательные письма в госорганы, которыми, зачастую, практикуются случаи досрочного снятия взыскания с должностных лиц.
В сравнении с прошлыми периодами, ситуация улучшилась, но в тоже время, отдельные характерные нарушения, продолжают иметь место.
В этой связи, необходимо отметить, что в целях исключения случаев нарушения прав государственных служащих,государственным органам при рассмотрении дисциплинарной ответственности следует строго руководствоваться требованиями законодательства в сфере государственной службы.
Әлімхан Шынарай, руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по г.Алматы